Найти тему
Александр Дюрчек

Плеть да Снедь (Кнут да Пряник).

(БЫЛИНА)
Наказ СлаВЕНского Обыча – РодоСемейный, от Дидов-Предков, как надо воспитывать незрелых... в том числе и "недоумков-мятежников".

Однажды, времена незапамятные, как говорили «Да во Свой то Срок», жил да был ГоСударь Славян, по званию Жесток. Всё у него было округ жестоко. Сам-то добр был, но само Время было Жестоко к его Бремени ГоСудареву: НаРод Врал. НаРод Воровал. Враждовал тот же НаРод. Не мерился с тем Государь. Но сам Мир таков был. Мир людской же из повадок людских состоит. Вот он и сам иногда подстать тем же повадкам (куда денешься, таков бываюче), встретил со всем НаРодом страшные последствия Вранья, Воровства да Вражды меж собою. Ну, во-первых, пошёл мор, недород. Раздоры кровавые привели к оскудению уже числа, а не качества людского. Качество-то НаРодное давно было перебито-то. В то время Верховным-то Колдуном, то бишь Волхвом, жрецом-то НаРода, был, чаще, сам ГоСударь. И вот сей Царь-ГоСударь, что по званию Жесток, решил подать Просьбу Богу. Но так, чтобы вот рядом никого, даже ближних его, не было. И решил он уединиться в лесу, уйдя глубоко в дебри. Найти там какой-нибудь кряж-камень, возложить туда руки, соединить Тепло Людское с Теплом Земным. И подать правую руку на Солнце, приправую руку на Землю, чтобы потом всё свести в груду, и Ясность обрести на сей груде, из дланей сложенных на Горюч Камне. А тут вместо камня ему ручей бежит. Только хотел перейти, смотрит, дед стоит. Ни древесный, ни каменный. Телесный. Свой дед, обычный. Тот ему: — Здрав будь, дид. — Здрав будь, внуче. Чо пришёл? И тут понял-то ГоСударь наш, что сей-то дид есть Образ самого-то Бога нашего,что Перун есть. И сказал: — Первенец я. Твой внук. Вот ищу исток наших народных мук. В чём смысл моего НаРода страдания? Ищу в том понимание. Дед посмотрел на него, говорит: — Я вам Плеть. Я же вам Снедь. Тот такой: — Ну, я понимаю. Снедь — это Угощение, да. Плеть… Ага, это Наказание. Понятно. Наказание и Воздаяние, выходит. Му́кой. И Воздаяние — Муко́й. Да? Тот такой: — Да, так. — Ну, а чо ж так давно Муки́ мы не видим? Одни щелчки да тычки твоей Плети. Боже, ты что, мы же твои внуки… За что же нас так? Ты бы нас Муко́й, авось и лучше были. Я, конечно, внук. Я тебе присяжен. Уж допусти мою отвагу на твою увагу, на твоё вождение нами. Но это всё от боли, причём непонятной для моего маломощного-то такого понимания… я ж всё-таки внук. Ну, ты мне объясни, в чём Причины именно твоей Плети, а в чём причины Снеди. Тот такой: — Ну хорошо. Подойди ко мне ко брегу ручья. Но не переступай, иначе я растворюсь во лесу. Здесь меня Перун собрал, чтобы поговорить с тобою, и тобою весь НаРод дальше учить, что такое Жестокость, и почему ты Жестоком будешь нарекаться. Тот такой: — Обожди, я же по отцу-то не Жесток. — Тебя запомнят как Жестока. Вот, есть понятие Живы Стойка, Живый Стой. Вот, у тебя, смотри-ка, твои царски-то порты небывалой чистоты. Всё здесь чисто. Вот, на… Муку́. И тут он увидел, что дед ему протягивает в руке, отдающей, оладышек. Взял он этот оладышек. — Ну ешь, ешь. Тот ест, и чувство сразу такого необъяснимого счастья. А тот такой: — О, это тебе за твои чистые порты, за твоё соблюдение чистоты, ощущение Счастья. А Счастье — это Счас Те Есть тебе. Что? А вот Снедь… а не получать Плеть. — Ну, это я понял. — Ну, ещё ты на серединки нашей беседы идёшь, по беседной-то гати округ болот непонимания своего. А ну-ка, эту же порту возьми и предручейной-то грязькой вымажи. Ну, давай, вымажи. Чистое сделай грязным. Причём, сам. — Понял — сказал Царь-то наш, ГоСударь. И обдал грязькой-то, что сопутствует любым бережкам любого бережка лесного, порты свои. И вдруг ощутил непомерный жар удара плётки по всей своей ноге, аж на колено присел. Смотрит, а у деда-то вместо Снеди, в руке Плеть. И говорит, переживая страшные боли, Государь деду: — Вот едал я Снедь. А теперь чую Плеть. И за что мне то стерпеть? — А то и не терпится. То есть устремление от Му́ки к Муке́. Ты, как только сделал негодное дело, и в НеГодность привёл Годное, вот… часть твоих портов, тут же я бить тебя и готов, и свитой, твоим же неРадением, Плетью. И так я могу тебя бить, что познакомить с твоей же Смертью. — А, так вот в чём мне Урок. Я понял его Прок, и понял, что он Жесток. И я теперь Царь Жесток. Я буду, выходит, свой НаРод к Жизни принуждать, и Жизнью той Смерть попирать, и на Смерти Жизнью стоять. И так да нам ВыСтоять. Вздохнул Царь, засмеялся, закинул голову. Опустил… смотрит, а деда нет. Но на той стороне ручья остался деда след: Плеть — Кнут, и Снедь — Пряник (оладьи). Не посмел сначала Царь взять это всё, но подумал, что что оставлено, то и предоставлено. Собрались Бояре и Князья, НаРод. Ведь в лес-то ушёл Царь без всех-то своих Опорных Господ. Но вышел он не один, вышел с Перуном Един. В правой руке Плеть, в неправой Снедь. И сказал: — Плетью и Снедью Перун Вами, да на Вас. Вашими же Делами, и вашими же БезДелицами. Вашими Поступками — сладкая вам Мука́. Вашими Проступками — одно Мучение, чёрно печение. И так он сказал, и так за Жизнь стоял НаРодну, что назвали его Живы Стойким, ЖеСтоком. И выбил, Плетью Мук, жажду у НаРода до собственной Муки́. И все были, во всём печенье мучном, очень Счастливы при сём Царе, ибо всегда на столе были оладьи сытны и пряники печатные, А кнута никто не хотел дале.  (Былина «Плеть да Снедь» (Кнут да Пряник). ВсеСлавянская Кладь Голяков.)
Однажды, времена незапамятные, как говорили «Да во Свой то Срок», жил да был ГоСударь Славян, по званию Жесток. Всё у него было округ жестоко. Сам-то добр был, но само Время было Жестоко к его Бремени ГоСудареву: НаРод Врал. НаРод Воровал. Враждовал тот же НаРод. Не мерился с тем Государь. Но сам Мир таков был. Мир людской же из повадок людских состоит. Вот он и сам иногда подстать тем же повадкам (куда денешься, таков бываюче), встретил со всем НаРодом страшные последствия Вранья, Воровства да Вражды меж собою. Ну, во-первых, пошёл мор, недород. Раздоры кровавые привели к оскудению уже числа, а не качества людского. Качество-то НаРодное давно было перебито-то. В то время Верховным-то Колдуном, то бишь Волхвом, жрецом-то НаРода, был, чаще, сам ГоСударь. И вот сей Царь-ГоСударь, что по званию Жесток, решил подать Просьбу Богу. Но так, чтобы вот рядом никого, даже ближних его, не было. И решил он уединиться в лесу, уйдя глубоко в дебри. Найти там какой-нибудь кряж-камень, возложить туда руки, соединить Тепло Людское с Теплом Земным. И подать правую руку на Солнце, приправую руку на Землю, чтобы потом всё свести в груду, и Ясность обрести на сей груде, из дланей сложенных на Горюч Камне. А тут вместо камня ему ручей бежит. Только хотел перейти, смотрит, дед стоит. Ни древесный, ни каменный. Телесный. Свой дед, обычный. Тот ему: — Здрав будь, дид. — Здрав будь, внуче. Чо пришёл? И тут понял-то ГоСударь наш, что сей-то дид есть Образ самого-то Бога нашего,что Перун есть. И сказал: — Первенец я. Твой внук. Вот ищу исток наших народных мук. В чём смысл моего НаРода страдания? Ищу в том понимание. Дед посмотрел на него, говорит: — Я вам Плеть. Я же вам Снедь. Тот такой: — Ну, я понимаю. Снедь — это Угощение, да. Плеть… Ага, это Наказание. Понятно. Наказание и Воздаяние, выходит. Му́кой. И Воздаяние — Муко́й. Да? Тот такой: — Да, так. — Ну, а чо ж так давно Муки́ мы не видим? Одни щелчки да тычки твоей Плети. Боже, ты что, мы же твои внуки… За что же нас так? Ты бы нас Муко́й, авось и лучше были. Я, конечно, внук. Я тебе присяжен. Уж допусти мою отвагу на твою увагу, на твоё вождение нами. Но это всё от боли, причём непонятной для моего маломощного-то такого понимания… я ж всё-таки внук. Ну, ты мне объясни, в чём Причины именно твоей Плети, а в чём причины Снеди. Тот такой: — Ну хорошо. Подойди ко мне ко брегу ручья. Но не переступай, иначе я растворюсь во лесу. Здесь меня Перун собрал, чтобы поговорить с тобою, и тобою весь НаРод дальше учить, что такое Жестокость, и почему ты Жестоком будешь нарекаться. Тот такой: — Обожди, я же по отцу-то не Жесток. — Тебя запомнят как Жестока. Вот, есть понятие Живы Стойка, Живый Стой. Вот, у тебя, смотри-ка, твои царски-то порты небывалой чистоты. Всё здесь чисто. Вот, на… Муку́. И тут он увидел, что дед ему протягивает в руке, отдающей, оладышек. Взял он этот оладышек. — Ну ешь, ешь. Тот ест, и чувство сразу такого необъяснимого счастья. А тот такой: — О, это тебе за твои чистые порты, за твоё соблюдение чистоты, ощущение Счастья. А Счастье — это Счас Те Есть тебе. Что? А вот Снедь… а не получать Плеть. — Ну, это я понял. — Ну, ещё ты на серединки нашей беседы идёшь, по беседной-то гати округ болот непонимания своего. А ну-ка, эту же порту возьми и предручейной-то грязькой вымажи. Ну, давай, вымажи. Чистое сделай грязным. Причём, сам. — Понял — сказал Царь-то наш, ГоСударь. И обдал грязькой-то, что сопутствует любым бережкам любого бережка лесного, порты свои. И вдруг ощутил непомерный жар удара плётки по всей своей ноге, аж на колено присел. Смотрит, а у деда-то вместо Снеди, в руке Плеть. И говорит, переживая страшные боли, Государь деду: — Вот едал я Снедь. А теперь чую Плеть. И за что мне то стерпеть? — А то и не терпится. То есть устремление от Му́ки к Муке́. Ты, как только сделал негодное дело, и в НеГодность привёл Годное, вот… часть твоих портов, тут же я бить тебя и готов, и свитой, твоим же неРадением, Плетью. И так я могу тебя бить, что познакомить с твоей же Смертью. — А, так вот в чём мне Урок. Я понял его Прок, и понял, что он Жесток. И я теперь Царь Жесток. Я буду, выходит, свой НаРод к Жизни принуждать, и Жизнью той Смерть попирать, и на Смерти Жизнью стоять. И так да нам ВыСтоять. Вздохнул Царь, засмеялся, закинул голову. Опустил… смотрит, а деда нет. Но на той стороне ручья остался деда след: Плеть — Кнут, и Снедь — Пряник (оладьи). Не посмел сначала Царь взять это всё, но подумал, что что оставлено, то и предоставлено. Собрались Бояре и Князья, НаРод. Ведь в лес-то ушёл Царь без всех-то своих Опорных Господ. Но вышел он не один, вышел с Перуном Един. В правой руке Плеть, в неправой Снедь. И сказал: — Плетью и Снедью Перун Вами, да на Вас. Вашими же Делами, и вашими же БезДелицами. Вашими Поступками — сладкая вам Мука́. Вашими Проступками — одно Мучение, чёрно печение. И так он сказал, и так за Жизнь стоял НаРодну, что назвали его Живы Стойким, ЖеСтоком. И выбил, Плетью Мук, жажду у НаРода до собственной Муки́. И все были, во всём печенье мучном, очень Счастливы при сём Царе, ибо всегда на столе были оладьи сытны и пряники печатные, А кнута никто не хотел дале. (Былина «Плеть да Снедь» (Кнут да Пряник). ВсеСлавянская Кладь Голяков.)

-2