Найти тему
Кремлёвка

Мемориальная доска, посвящённая Валентину Лаврентьевичу Янину

25 января состоялось торжественное открытие мемориальной доски Валентину Лаврентьевичу Янину – академику, археологу, доктору исторических наук, Почетному гражданину Великого Новгорода. Гости мероприятия собрались у дома №10/13 по Ильиной улице, где многие годы и жил ученый, когда приезжал в наш город. Право открыть мемориальную доску предоставили мэру Великого Новгорода Александру Розбауму и доктору исторических наук Елене Рыбиной.

О большом вкладе Валентина Лаврентьевича в популяризацию истории Великого Новгорода, сохранение его культуры и наследия говорили председатель городской Думы Константин Сомов, генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн, академик РАН Алексей Гиппиус, заместитель директора института археологи РАН Петр Гайдуков.

– Валентин Лаврентьевич – человек космического масштаба. Один из крупнейших гуманитариев XX века. Одна из важнейших его заслуг в том, что он всегда не уставал повторять, что только Новгород дает нам возможность по-настоящему узнать мир средневековой Руси. Поэтому он так активно боролся за наследие, за сохранение культурного слоя. Он провел нас всех, так сказать, в своих трудах по мостовым Средневекового Новгорода, познакомил с посадниками, с чиновниками. И просто с горожанами. Вот те живые голоса новгородцев, о которых не переставал писать Валентин [Янин – ред.]. Он всегда находил на это время, потому что он понимал, что большая наука она сухая, сложная и малоинтересная, – отметил Петр Гайдуков.

Петр Григорьевич Гайдуков
Петр Григорьевич Гайдуков

– В средневековом Новгороде не было мемориальных досок. Не могло их быть по той причине, о которой Валентин Лаврентьевич неоднократно писал – деревянный город был обречен пожару и дома его были недолговечны. Каменный город устроен иначе, его дома переживают своих владельцев и хранят память о них. Но у новгородцев тоже были свои способы войти в историю – они строили храмы, писали книги. Кроме того, был способ войти в историю, так сказать, с черного хода. Разбрасывая берестяные грамоты, они не подозревали, что таким образом входят в нее. А для того, чтобы этот вход заработал, нужно было, чтобы эти грамоты были найдены, прочитаны, поняты. Великая миссия Валентина Лаврентьевича, которую он принял из рук своего учителя Арциховского, заключалась в том, что он совершил это замечательное открытие, обеспечив канал коммуникации, который связывает нас с древностью Новгорода и его обитателями, – Алексей Гиппиус.

Алексей Алексеевич Гиппиус
Алексей Алексеевич Гиппиус

Валентин Лаврентьевич долгие годы изучал средневековый Новгород, раскрывал его тайны горожанам и людям, интересующимся историей. Впервые в Новгород Валентин Янин приехал в 1947 году – студентом истфака МГУ в составе археологической экспедиции. В 1952 году вышла его первая научная публикация «Культура Великого Новгорода по археологическим данным», а десять лет спустя он уже возглавлял Новгородскую археологическую экспедицию и выпустил книгу «Новгородские посадники».

Валентин Лаврентьевич Янин
Валентин Лаврентьевич Янин

Одним из самых значимых открытий стали берестяные грамоты. Первую грамоту нашли участники Новгородской археологической экспедиции в 1951 году под руководством Артемия Владимировича Арциховского. Валентин Лаврентьевич был постоянным участником экспедиций, в дальнейшем он продолжил дело своего учителя.

В конце 1960-х годов Валентин Лаврентьевич вносит на рассмотрение в Новгородский городской исполнительный комитет предложение об охране культурного слоя Новгорода (решение Новгородского горисполкома №305 «О мерах по охране культурного слова в Новгороде» принято 7 августа 1969 года). Именно с этого началась история охраны памятников истории и культуры. Позднее его инициативу подхватили в 114 городах Советского Союза.

20-30 лет назад вся молодежь Новгорода знала, кто такой Валентин Лаврентьевич Янин, когда он шел по мосту, с ним здоровался каждый второй человек, но время идет, что-то затирается, поэтому важно, чтобы и современные молодые люди, его знали. Он говорил просто о сложном, через найденные артефакты рассказывал истории обычных горожан, как, например, в книгах «Я послал тебе бересту» и «Берестяная почта столетий».