Солдат-победитель – сытый солдат. Неоднократно это было доказано во время ведения различных войн.
Как и чем накормить, вооружить и одеть солдата – первейшие задачи любого государства, которое начинает или ведет военные действия.
В отличие от французских солдат, русские находились на своей территории.
Основу рациона русского солдата эпохи Отечественной войны 1812 года составляли каши. Полевых кухонь не было, и готовили солдаты или офицеры объединившись по несколько человек, в так называемые артели. С собой каждая артель имела котелок. Расположившись на бивуаке, солдаты разжигали костер, подвешивали котелок, из которого в скором времени распространялся аппетитный запах щей или каши.
«Для питья в артелях иметь квас.
Наблюдать, чтобы хлеб был хорошо выпечен.
Винную порцию давать перед обедом и ужином, но никогда натощак».
П. Багратион, приказ по армии от 3 апреля 1812 года
В воинском Уставе было прописано, чтобы каждый день к полудню (12 часам) были приготовлены «походные» щи.
Рацион питания русского солдата должен был учитывать постные и скоромные дни. В постные варились щи со снетками и растительным маслом, а в скоромные, конечно, же с мясом. Чаще всего с добавлением говядины.
Во время кампании 1812 года становится популярным кулеш. Пшенная крупа с салом отлично утоляла голод и согревала в зимние месяца. Постепенно в рацион стала входить и гречневая каша. Крупы выдавалось из расчета 100 граммов на человека.
Каждый солдат имел с собой и достаточный запас сухарей. Когда не было возможности поесть горячей пищи, всегда выручали сухари. Хлеб и сухари солдаты получали вволю. Норма была такая: 1,2 килограммов хлеба или 800 граммов сухарей.
Сухари – это палочка-выручалочка. Положил в щи – суп уже сытнее.
Некоторые солдаты умудрялись приготовить и какую-нибудь похлебку из них, добавив маслица или то, что было под рукой. Готовили тюрю: в кипяток клали сухари и сало.
Снабжалась армия и мясом. Еще до войны, весной 1812 года ввели «мясной паек: 200 граммов мяса два раза в неделю. С началом боевых действий норму увеличили в 1,5 раза.
Перед приемом пищи солдату полагалось и 250 граммов хлебного вина.
Хлеб, вино, крупа да продукты для щей поставлялись казной. На остальные радости для желудка приходилось изыскивать средства. В большинстве случаев проблем тоже не было.
Французские солдаты при отступлении из России, видя как русские солдаты хорошо питаются и не страдают от дизентерии, завидовали.
НО НЕ ВСЕ БЫЛО ТАК ГЛАДКО И В РУССКОЙ АРМИИ
Л.Н. Толстой в романе "Война и мир" пишет, что иногда провиант задерживался. С наступлением осени положение усугубили грязь и непроходимость русских дорог. По несколько дней могли не выдавать продовольствие личному составу и фураж лошадям. Норма выдачи сухарей сократилась до 200 граммов в день. Подвозили мерзлый картофель, который солдаты запекали в кострах.
Выдавались и артельные суммы, но они были слишком малы.
На деньги и пожертвования армия покупала яйца, зелень, сметану, лук, чеснок, огурцы и так далее.
Средства для солдат в армию поступали от Императорского дома, пожертвований купцов, дворян. В общий котел поступали иногда вино и мясо от офицеров, которые отказывались от своего довольствия. Паек офицера, конечно, был больше, чем у солдат.