Найти тему
Амур Инфо

Контрафакта меньше, а цены больше? В России начнут маркировать косметику

Все больше групп товаров попадает в число маркируемых в России. Как следует из данных официального сайта «Честный знак», с 15 февраля стартует эксперимент по маркировке косметической продукции. Корреспондент Амур.инфо решил разобраться, в какую сумму обойдется маркировка производителям, какие группы косметики попадут под маркировку, а главное, спасет ли маркировка от поддельной косметики?

   Фото: Амур.инфо
Фото: Амур.инфо

Что такое маркировка?

Система «Честный знак» начала работать в России с 2017 года. Первыми маркировать стали шубы и обувь. Сейчас обязательной маркировке подлежат 16 групп товаров (от молока и воды до духов и автомобильных шин). Кроме этого, в пилотные группы включены ещё 12 продуктовых групп, среди которых есть консервы, а теперь и косметическая продукция.

Код маркировки выглядит как квадратик (чем-то напоминающий QR-код, знакомый всем с пандемии ковид). Его наносят на упаковку или бирку продукта, и любой покупатель ещё до приобретения продукта может узнать основную информацию о товаре: производителя, дату и время производства, срок годности, объем продукта. Чтобы ознакомиться с этой информацией, нужно отсканировать код маркировки в приложении «Честный знак».

   Фото: Амур.инфо
Фото: Амур.инфо

Важно отметить, что продукты, подлежащие обязательной маркировке, не могут быть проданы без неё – кассовое оборудование просто не пропустит такой товар.

Когда начнётся эксперимент и что под него подпадает?

Эксперимент по маркировке косметики стартует 15 февраля 2024 года и продлится по 28 февраля 2025 года. В число продуктов, подлежащих маркировке, вошли:

  • средства для макияжа (кроме лекарственных); средства для и против загара; средства для маникюра и педикюра (кроме гигиенических);
  • средства для волос;
  • средства для гигиены полости рта или зубов;
  • средства для бритья; дезодоранты; средства для принятия ванн; средства для депиляции;
  • мыло (бруски и жидкое).

Отметим, что участниками эксперимента по маркировке продукции станут не все производители, а только те, кто примет такое решение и подаст заявку через портал «Честного знака».

— 15 января 2024 года начинается эксперимент по маркировке парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии средствами идентификации. В рамках эксперимента пройдет подготовка и отработка решений для всех участников оборота товаров, – сообщают авторы портала.

Как пояснили в ЦРПТ (оператор маркировки) корреспонденту Амур.инфо, то, что эксперимент по маркировке косметики оканчивается 28 февраля 2025 года, не значит, что с 1 марта маркировка станет обязательной.

— По результатам эксперимента правительством России принимается решение о целесообразности маркировки товарной группы. В случае положительного решения обязательная маркировка для товарной группы оформляется отдельным постановлением правительства РФ, в котором будут указаны сроки и этапы маркировки для данной товарной группы, – сообщили в Центре развития перспективных технологий.

Как маркировка отразится на производителях и продавцах?

Как рассказали корреспонденту Амур.инфо в министерстве экономического развития и внешних связей Приамурья, на конец 2023 года себестоимость одной марки для производителя составляла 50 копеек. Как это отразится на конечной стоимости продукта, пока неизвестно, но производители точно не будут работать «в минус».

Ряд блогеров-миллионников уже высказались о введении маркировки на косметику. По их словам, мелкие производства могут понести финансовые потери, а «мастодонты» бьюти-индустрии легко подстроятся под проводимые изменения.

Корреспондент Амур.инфо обратился за комментарием к Эльвире Юркевич. Амурчанка создала собственный бренд уходовой косметики и не единожды становилась победителем и призером различных бизнес-конкурсов. По её словам, она уже знает об эксперименте по маркировке новой группы товаров.

— Эксперимент проводят, чтобы понять, как наносить маркировку, какую. Мне кажется, закон об обязательной маркировке косметики будет принят, – рассказала Эльвира.

Она напомнила, что в систему «Честный знак» уже давно включена парфюмерия, а значит, пришла очередь и косметической продукции.

— Мы пока участие в эксперименте принимать не будем, дождёмся его окончания, а когда все правила маркировки утвердят, то мы в соответствии с законом уже будем наносить её, – добавила амурчанка. – Маркировка обязательно нужна, потому что на данный момент рынок очень сильно переполнен контрафактом, именно косметический рынок. Очень много подделок едет из разных стран. Мы работаем с корейской косметикой, поэтому знаем, что недобросовестные продавцы привозят из Китая косметику под видом корейской и продают её просто за какие-то копейки. Но у такой продукции и качество очень плохое.

По её мнению, введение маркировки не будет серьезно влиять на конечную стоимость продукта и не приведёт к большому удорожанию качественной косметики.

— Если косметика официально ввозится, со всеми сертификатами, либо производится в России и тут сертифицируется, то у неё уже есть определенная цена. Введение маркировки на это сильно влиять не будет. А если будут продаваться какие-то подделки, то по таким продавцам этот закон ударит, – заключила Эльвира Юркевич.

Как маркировка отразится на количестве поддельной косметики?

Возможность отслеживать качество приобретаемой продукции бесспорно полезна как покупателям, так и честным производителям. При этом, по данным ВЦИОМ, опубликованным в октябре 2023 года, 36 % россиян сталкивались с контрафактной продукцией (причем половина из них видела такую продукцию, но не покупала, а другая половина пользуется «палью»).

Отследить, как маркировка сокращает количество контрафактной продукции, можно на примерах товарных групп, уже включённых в систему честного знака.

— После введения маркировки власти фиксируют рост объема изъятой из незаконного оборота продукции в 1,5 раза. Только по сигаретам объем конфиската вырос на 80 % – с 20 миллионов изъятых из незаконного оборота пачек в 2020 году до 36 миллионов пачек в 2021 году. А наибольшее снижение доли незаконного оборота зафиксировано по итогам 2021 года по шинам и покрышкам – вдвое, до 12 %, парфюмерной продукции – на 13 %, до 37,8 %, по лекарствам – на треть, до 13 %, по обувным товарам – на четверть, до 11 %, табачной продукции – на четверть, до 11,5 %, – рассказал глава ЦРПТ (оператора маркировки) Михаил Дубин в интервью ТАСС.

Но, ни для кого не секрет, иногда «паленые» или низкокачественные товары попадают на маркетплейсы. Это подтверждают отзывы на подозрительно дешевые продукты.

В ЦРПТ корреспондента Амур.инфо заверили, что в случае если маркировка косметики по решению правительства станет обязательной, то коснётся это и продавцов на маркетплейсах.

— Маркировку продукции осуществляет или производитель, или импортер. Продавец маркетплейса, осуществляющий продажу маркированной продукции, также является участником оборота маркированной продукции с типом участника «розница». Соответственно, в зависимости от товарной группы маркированной продукции, продавцы маркетплейса обязаны принимать маркированную продукцию себе на баланс, а также выводить ее из оборота при продаже конечному покупателю или передавать информацию о движении маркированной продукции другому юридическому лицу, – сообщили в Центре развития перспективных технологий.

Там также добавили, что продукция, ввезенная из-за границы, должна маркироваться или непосредственно на производстве, или на таможне при ввозе в РФ.