27 января исполняется 35 лет со дня безвременной кончины архимандрита Космы (Асланидиса). Годы его жизни: 1942–1989.
Впервые отец Косма побывал в Конго в 1975 году, вдохновившись миссионерскими проповедями Анастасия (Яннулатоса), будущего архиепископа Албанского. Иоанн Асланидис, будущий отец Косма, был по специальности инженером, и его помощь миссии во время той поездки состояла большей частью в строительстве храмов.
Спустя два года по благословению преподобного Паисия Святогорца Иоанн Асланидис обратился к игумену монастыря Григориат, знаменитому старцу Георгию (Капсанису), с просьбой о постриге и рукоположении в священный сан, чтобы впоследствии отправиться в Конго для миссионерского служения. Это было необычно для святогорской традиции, однако старец Георгий удовлетворил просьбу Иоанна, чем облагодетельствовал православных конголезцев. В 1978 году Иоанн принял монашеский постриг с именем Косма, в честь горячо любимого им равноапостольного Космы Этолийского, и был рукоположен в сан пресвитера.
Плоды трудов отца Космы известны – это тысячи людей, которые, благодаря проповеди спасения во Христе, были освобождены от злых духов, почти безраздельно правящих в Африке, и стали рабами Единого Истинного Бога. Но сами труды, которые ежедневно нес отец Косма и несут подобные ему служители миссионерского поприща, как правило, ведомы только Богу. Предлагаем читателю через чтение дневников[1] архимандрита Космы, охватывающих период с мая по сентябрь 1984 года, познакомиться с ежедневным подвигом его отцовской заботы о духовных и телесных нуждах ввереной им паствы.
Воскресенье, 6 мая 1984
Вот и наступил май. Неделя жен-мироносиц. Утром большой грузовик, в котором находились Василий Верверис, мой папа и отец Герасим, отправился в деревню Кисоте на престольный праздник в храм святого Никодима. Вчера туда ездил отец Иаков вместе с четырьмя кандидатами в священство. Служба прошла хорошо.
Я служил здесь, в городе[2]. У нас было около 200 прихожан, взрослых и детей. Я порадовался, потому что народу было поменьше, чем обычно, и служба шла спокойнее. А это все потому, что в Кисото уехали все самые шумные, включая приютских детей.
В последние дни я очень устаю. Каждый вечер провожу беседы для людей разного пола и возраста. Сейчас я в основном концентрируюсь на вопросах нравственности, хочу прояснить некоторые моменты. На каждой исповеди приходится общаться с людьми, которые имеют те или иные тяжелые грехи: с женщинами, которые торгуют собой, с девушками, которые забеременели вне брака, с мужчинами, у которых тоже есть свои серьезные проблемы, с юношами и так далее.
Четверг, 2 июня 1984 г.
Мои старания находят какой-то отклик. Дети здесь подвержены большим падениям и начинают «плавать» в океане греха с очень раннего возраста: либо сами по себе, либо потому что их втягивают в это более взрослые люди. Но их раскаяние искренне, и они действительно сражаются за спасение своих душ. Я часто даю им епитимью, прошу их об определенных жертвах, и они покоряются с огромной радостью и без промедлений. <…>
Подготовка
Мне никогда не хватает подготовки. У нас много работы, и зачастую я не успеваю подготовиться к занятиям так, как хотел бы, поэтому считаю очень полезным, чтобы будущий миссионер прошел через множество этапов подготовки еще дома, в Греции. Нужно, чтобы он получил достаточное образование, провел время в послушании у святых старцев, собрал некий бэкграунд. Если у тебя нет такого бэкграунда, и ты думаешь, что сможешь подготовиться на месте, то всякий раз оказывается, что тебе не хватает времени. А местные, как и люди в Греции, слушают внимательно твои проповеди и понимают, начитанный ты или говоришь экспромтом. Восприятие у людей очень сильное, сильнейшее! И чем первобытнее люди, тем более чутко они понимают других. Поэтому миссионер должен постоянно работать над собой, и не только потому, что это наш долг, но и ради людей, если мы хотим помочь им и не оттолкнуть от себя.
Воскресенье, 8 июля 1984
В этот период – прошло много времени с тех пор, как я сделал здесь последнюю запись – к нам приезжал Преосвященный Центральноафриканский, епископ Тимофей. <…>
Поездки
Мы посетили деревни в окрестностях Колвези. Везде нам оказывали африканское гостеприимство – сердечное, с песнями и цветами. Так же было и в поездке из Лубумбаши в Колвези. Вообще во всех деревнях, через которые мы проезжали, были организованы празднования по случаю приезда Преосвященного.
Праздник
На освящении храма святого Нектария собралось около 400 христиан из окрестностей Колвези. Мы приготовили для них трапезу, чтобы они могли поесть после службы, потому что некоторые из них пришли из дальних деревень. Вечером, перед тем как уйти, они спели несколько песен для владыки. Что это было за представление! <…> Потом владыка отправился в Канангу. Я должен был поехать с ним.
Священнические проблемы
Поскольку мне нужно подготовить семинарский курс для священников, я сказал владыке, что не могу поехать с ним. В конце месяца в Конго планируются выборы президента, а потом священники приедут в Колвези на обучение. Мне надо быть готовым к этому времени, чтобы обучить их правильному порядку службы, потому что сейчас, насколько я знаю, каждый служит, как получится, «от ветра головы своея». Все, чему мы их пытались научить, они благополучно забыли.
Также я позавчера написал старцу. Думаю, поехать на Святую Гору в октябре, чтобы немного отдохнуть и пообщаться с герондой о том, какую лучше выстроить методику для воспитания достойных пастырей. Плюс, я надеюсь отправить молодых людей в монастырь, чтобы они укрепились в выборе священнического пути, получили образование и вернулись сюда для хиротонии. Не вижу другого решения… Молодежь нас разочаровывает… Когда кто-то пытается вырваться из греха, тысячи бесов тянут его назад и не дают ему духовно развиваться.
Мы надеемся, что у нас будет возможность подготовить к священству кого-то из приютских детей, когда они подрастут и станут более сознательными. Необходимо быть бдительным, следить за всеми и тщательно охранять стадо, потому что вокруг слишком много волков. <…>
Одна женщина
Я перегружен работой. Позавчера приходила одна женщина, жена вождя какой-то деревни. Она выехала из своей деревни утром, а до нас добралась к вечеру. Эта женщина объявила мне, что ее муж привел в дом какую-то молодую девушку и сказал ей, чтобы она, его законная жена, уходила из дома. Главам деревни, вождям, разрешают или, можно даже сказать, их заставляют брать других жен. Если у вождя только одна жена, это выглядит для окружающих очень странно. Но поскольку дело касается христианки, я захотел разобраться, тотчас сел в грузовик, и мы поехали.
Приехали в деревню. Сам муж куда-то уехал, как и некоторые другие люди, которых я там знаю. В конце концов, я созвал совет прихода, 4–5 человек, вместе с ответственным за катехизацию, и рассказал им, что надо будет сделать, когда вождь вернется.
В это время уже смеркалось. Мне сказали, что здесь в одной семье болеют двое детей. Одна их местная «провидица» говорит, что если отправить в больницу сразу двоих детей, то оба умрут, поэтому они верят, что нужно оставить одного ребенка дома, а другого отправить в больницу, чтобы умер только один… Я пошел в их хижину.
Хижины местных жителей
Хижина сделана из дерева и грязи, сверху покрыта соломой. Посреди хижины набросаны угли, на которых стоит кастрюля, в ней обитатели хижины готовят свою похлебку. Вокруг каждой кастрюли сидят четверо-пятеро детей, голых, они греются и нюхают варево. Примерно такую картину можно увидеть в каждом доме.
Хижины пустые. Внутри ничего нет, кроме топора, мотыги, горшка, в котором варят еду, и нескольких прутьев, на которых могли бы лежать дети. Предметов роскоши – матрасов и тому подобного – здесь нет. <…>
Так вот, я зашел в такую хижину и увидел маму с двумя детьми. У нее тоже был мангал с углем. У одного ребенка были сильные ожоги, он обварился кипятком. Раны уже начали затягиваться, они приложили к ним какую-то вареную широколистную траву. Другой ребенок был в худшем состоянии, его лихорадило. <…> Я позвал катехизатора этой деревни и дал ему соответствующие лекарства. Василий упаковал их, положив немного про запас. Он сейчас занимается сбором таких аптечек, чтобы во всех приходах и во всех деревнях они были под рукой.
Урегулирование развода
Вождь деревни вернулся до моего отъезда. Я позвал его, и он пришел со своей женой и с катехизатором. Я созвал Совет прихода. Говорю ему: «С тех пор, как ты стал христианином, единственная твоя жена – вот эта, с которой ты венчался. Другую девушку, которую ты теперь привел в дом, надо выгнать. Но ты должен содержать ее, пока она беременна, а когда через 2–3 месяца она родит, ты должен будешь заплатить положенное по закону. Больше тебе нельзя повторять подобное, иначе ты будешь надолго отлучен от Причастия. Если же ты хочешь изгнать свою законную жену, то не она, а ты должен уйти из дома, потому что твоя жена – христианка и ее поддерживает вся деревня. И еще учти: если ты хочешь опорочить имя христиан, я сниму тебя с должности главы деревни – скажу властям, чтобы тебя поменяли, потому что ты стал вождем только благодаря моему ходатайству».
В деревнях, где у нас есть хорошие христиане, я сообщаю префекту, и он ставит вождя из числа православных, потому что православные более осторожны: они или меньше, или вообще не занимаются магией. <…>
Строительство и техника
Строительство приюта продолжается. Мы достигли определенного этапа в строительстве, о котором договорились раньше, что с этого момента приют сможет функционировать. На стройке трудятся около 50 мастеров и рабочих, поэтому мне надо постоянно находиться там, чтобы руководить ими. <…>
В настоящее время мы также ремонтируем автомобили, у нас есть два механика для серьезных поломок, которые случаются с грузовиками. С техникой все хорошо. У нас нет денег, но они всегда как-то находятся. В последний раз нам помогли Патры и Салоники. Присылают нам понемногу, так что мы потихоньку двигаемся вперед.
Сотрудники
Больше всего меня волнуют не деньги и не техника. Так или иначе в этом плане у нас все нормально. Плюс, у нас есть небольшая ферма, которая начала приносить прибыль. Так что мы не голодаем… Но что меня действительно беспокоит? Вопрос поиска сотрудников для миссии. То есть откуда миссии брать кадры? Это моя главная забота. Я думаю об этом каждый день: «Откуда брать кадры?»
Суббота, 14 июля 1984
Зоопарк
Мы продолжали осуществлять намеченную программу в течение этих нескольких недель. Регулярно проходили беседы для всех наших групп. Строительство тоже продвигается хорошо, сегодня ездили на ферму. Там мы устроили зоопарк. Сегодня перемещали обезьян, и одна укусила меня за левую ногу, а другая – за правую. Они думали, что я хочу их ударить, потому что я взял их на руки, поэтому и напали.
Шимпанзе очень забавные. Мы сделали для них островок и поместили их там. Одного шимпанзе нам подарил друг из Ликаши, а другого – местный губернатор. Они двигаются и ведут себя, как люди. По дороге на ферму они держались друг за друга, рука об руку, то и дело хватали друг друга за плечи – прямо как люди. Они постоянно выдают что-нибудь смешное. <…>
Понедельник, 23 июля 1984
Магия
Недавно был случай, связанный с магией. Одна христианская супружеская пара, которая не могла зачать ребенка и с которой у нас долгое время были трудности, поисповедовалась. А потом они рассказали, что когда начали поститься, то на седьмой день жена увидела во сне своего брата. Это значит, что ее брат навел на нее порчу. Отец Иаков позвал ее брата на разговор с нами. И тот рассказал, что, когда был маленьким мальчиком, его посвятили в колдуны. <…> Он чувствует себя сильнее других людей, никого не боится, накладывает заклинания и даже на свою сестру наложил порчу, чтобы она не могла родить. После нескольких разговоров и исповедей он согласился отдать свои магические атрибуты.
Однако он переживал: «Но что мне теперь делать? Раньше я никого не боялся, ходил по улицам направо и налево и с помощью магии добивался всего, чего бы ни захотел. Ведь магов у нас много. Они насылали на меня заклинания, а я защищался от них своими собственными. А теперь кто меня защитит?»
Отец Иаков подбодрил его, объяснив ему, что надо посвятить себя всецело служению Христу, не пытаться добиться чего-то с помощью магии, и тогда Сам Христос всегда будет защищать его.
Переводы
Каждый вечер я провожу какую-нибудь беседу, какую-нибудь проповедь. В течение недели у меня занятия с каждой из нескольких групп людей. По вечерам я стараюсь заниматься переводами вместе с Дионисием, одним православным из местных, но вижу, что устаю и меня задевает любая мелочь. Возможно, мне надо собраться, съездить ненадолго на Святую Гору, отдохнуть. Я не могу подобрать нужные слова на суахили… Нельзя переводить все одними и теми же словами, потому что богословские понятия различны и каждое слово имеет свое определенное значение, и мы учимся через это богословию.
Суббота, 1 сентября 1984
Семинарские занятия
Когда проходит много дней без дневниковых записей, я уже не помню, когда и о чем писал в последний раз. Почему я не пишу? Весь этот месяц я был очень занят в связи с подготовкой священников. Днем и ночью – чтение, переводы и преподавание. Мы начинаем утром, потому что каждый день я либо сам служу литургию, либо помогаю кому-то служить, чтобы новопоставленные священники получили хотя бы какую-то практику. Мы держим священников до полуночи, 00:30 или до часу ночи. Потом я прихожу сюда, чтобы немного почитать, и вдруг вижу, что уже 2–3 часа утра. Вот сейчас уже 3:30, почти рассвело.
В последнее время у меня еще и здоровье не очень. Я одновременно принимаю пять разных лекарств от разных болезней. Со священниками приходится заниматься, как с детьми. Приходится проговаривать все по несколько раз, чтобы они хоть что-то запомнили. Недавно говорили о том, что священнику необходимо читать Последование ко Святому Причащению и благодарственные молитвы. Сказав это, я специально ушел и оставил их одних, чтобы они учились самостоятельности. Продолжаем в том же духе. Они все сейчас здесь, вместе со мной, и, помимо обучения, я обеспечиваю их разными вещами и припасами для их деревень.
Перевела с греческого инокиня Иоанна (Голик)
[1] Ιερομονάχου Κοσμά Γρηγοριάτου, Ιεραποστόλου του Ζαΐρ «Το ιεραποστολικό μου ημερολόγιο». Εκδ. Ιεραποστολικού συνδεσμου «Άγιος Κοσμάς ο Αίτωλος», Θεσσαλονίκη, 2009.
[2] Имеется в виду город Колвези на юге Демократической Республики Конго.