«БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ В ГОНКОНГЕ БОЛЬШЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТОЙНОЙ ПРОФЕССИЕЙ»
Автор: Ин Чунг и Анджела Брайт
В последние годы в Гонконге наблюдается рекордно высокий уровень текучести кадров среди учителей.
Эксперты объясняют это частой сменой политики и растущим давлением на учителей, в то время как некоторые прогнозируют, что власти ускорят привлечение учителей с материка для осуществления «социалистического и патриотического воспитания» в городе.
В своём письменном ответе на вопрос, заданный членом Законодательного совета 10 января, Бюро образования сообщило, что в прошлом учебном году произошло увольнение 2665 учителей в средних школах, 2036 — в начальных школах и 1810 — в детских садах, что представляет собой увеличение по сравнению с предыдущим годом на 24,5%, 18,9% и 33,5% соответственно.
Это третий год подряд, когда показатели текучести кадров среди учителей увеличиваются после вступления в силу Закона о национальной безопасности Гонконга в июне 2020 года. Бюро образования объяснило это выходом на пенсию, продолжением учёбы, переводом в другие типы школ, сменой профессии и другими личными причинами.
Возросшее давление на учителей
Г-н Тан (псевдоним), который раньше преподавал китайский язык в средней школе и оставил профессию в сентябре 2023 года по личным причинам, считает, что существует множество причин высокой текучести кадров.
«Во-первых, многие учителя эмигрировали. За последние несколько лет десятки учителей из моего окружения уехали за границу», — сказал он китайскому изданию The Epoch Times.
Во-вторых, за последние годы увеличилась нагрузка на учителей.
«В средних и начальных школах появились новые предметы… Скрытое давление, безусловно, усиливается».«Социальное давление также велико: всё больше учеников совершают самоубийства, а это значит, что учителям приходится выполнять больше работы, — продолжил он. — По мере сокращения числа учеников некоторым школам, даже государственным, пришлось объединиться. Уменьшение количества существенных вакансий также может привести к тому, что группа учителей будет искать другую работу или даже переключится на другие профессии».
Качество преподавания влияет в долгосрочной перспективе
Хотя зарплаты учителей неплохие, при стартовой зарплате около $34 тыс. у учителей начальных и средних школ, всё больше и больше учителей уходят из профессии.
Тан считает, что это связано с высоким давлением: «Вся окружающая среда недовольна.
Эмоциональное здоровье учащихся оставляет желать лучшего; учителя заняты; Бюро образования постоянно меняет свою политику, но количество вакансий не увеличивается. Ожидания общества от учителей высоки, поэтому, несмотря на высокую зарплату учителей, давление на них не является низким».
«Даже если это просто смена школы, это отражает то, что люди недовольны своим нынешним положением, что в долгосрочной перспективе повлияет на качество преподавания, потому что школы очень стремятся к стабильной преподавательской команде», — сказал он, приведя в пример среднюю школу, в которой работает его друг, где каждый год меняются учителя по одному и тому же предмету.
Обучение следует за изменениями политики, а не за потребностями
Есть также предположения, что учителя были в растерянности относительно того, что делать с элементом национальной безопасности в учебной программе.
«Проблема в том, что многие из нынешних мер образовательной политики на самом деле не соответствуют потребностям учащихся и образования, а скорее следуют политике правительства», — утверждал бывший учитель.
Хотя он не смог подтвердить, приведёт ли это к отставке учителей, он считает, что «учителя, которые действительно преданы делу, сочтут эту практику проблематичной».
«Те, кто не предан делу, в любом случае не смогут хорошо преподавать, что не очень хорошо для студентов».
Одним из примеров является то, что власти взяли на себя обязательство разделить предмет «Общеобразовательные науки» на «Естественные науки» и «Гуманитарные науки» в начальных школах.
Общие занятия, если их доработать, уже могли бы охватывать разделённые предметы и даже недавно добавленные элементы «патриотического воспитания», утверждал Тан. Но он настаивал на переходе от одного предмета к двум предметам…
«В настоящее время у учащихся начальной школы и так много учебных часов. Они должны посещать занятия в течение всего дня, а также есть внеклассные мероприятия, поэтому нагрузка на учащихся в плане учёбы не уменьшилась».
В таких обстоятельствах учителям, помимо выполнения учебных и внеклассных мероприятий, необходимо также изучать новые предметы.
«Многие из них эмигрировали в Великобританию, — сказал он. — У большинства из них есть дети. Может быть, они понимают, что детям нехорошо учиться в Гонконге таким образом, верно?»
Учителя должны принять идеологию компартии
Ханс Енг Вин Ю, бывший менеджер Отдела развития системы оценки Гонконгского управления по экзаменам и аттестации (HKEAA), считает, что рост текучести кадров учителей в последние годы является «естественным следствием меняющейся политической ситуации».
Быть учителем в Гонконге «по сути, всё равно что быть “патриотическим миссионером”», — сказал он The Epoch Times.
Ханс объяснил, что перед тем, как поступить на работу, нужно съездить в материковый Китай, чтобы посетить занятия; новобранцы должны пройти подготовку по национальной безопасности, а при поступлении на службу они должны включать обучение национальной безопасности во все предметы.
«[Они] должны постоянно напоминать себе, что они не должны говорить ничего плохого о Коммунистической партии Китая (КПК) или Китае», — сказал он, добавив, что даже в сфере образования STEAM (наука, технология, инженерное дело, искусство и математика) чётко указано, что оно должно включать «ценностное воспитание» в отношении идеологии КПК.
С упразднением Совета по профессиональному поведению в сфере образования в 2022 году «сегодня Бюро образования может дисквалифицировать учителей в любое время и по своему желанию».
«Профессия уходит коту под хвост, а их работа висит на волоске. Быть учителем в Гонконге больше не является достойной профессией».
Ожидается больше нестабильности
Ханс проанализировал, что потеря учителей приведёт к появлению более нестабильных факторов в краткосрочной перспективе.
Среди учителей возникнет нестабильность, они будут думать: «Все мои хорошие коллеги ушли. Когда я должен подать в отставку?»
Кроме того, с увеличением количества вакансий у большего числа учителей возникнет соблазн поискать работу получше и покинуть корабль, когда придёт время.
Прогнозируется, что власти ускорят привлечение учителей из материкового Китая, что ускорит процесс превращения китайского языка в средство обучения и проникновение материковых моделей преподавания в Гонконг.
«Социалистическое и патриотическое воспитание, которое новые учителя наблюдают в школах материковой части, в ближайшем будущем будет замечено и в школах Гонконга», — сказал он.
Школа потеряла свободное пространство для обсуждения
Лэм, бывший ученик известной гонконгской школы с более чем 100-летней историей, видел, как десятки людей ежегодно бросали школу с 2020 года, что заставляет его с пессимизмом смотреть в будущее.
По словам Лэма, в течение трёх лет, пока он учился в школе, учителя не осмеливались открыто общаться с учениками.
«Даже если есть те немногие учителя, которые хотят сказать правду, они могут только намекать на это или избегать важного и зацикливаться на тривиальном», — сказал он The Epoch Times.
В 2023 году Бюро образования потребовало от всех студентов 11 класса присоединиться к поездке по обмену в материковый Китай для «патриотического воспитания». Не желая расставаться со своими друзьями, Лэм, который сейчас учится в 9 классе и видя, что скоро настанет его очередь, в конце концов согласился с родителями отправить его учиться в Соединённые Штаты.
Насколько помнит Лэм, до 2019 года в школе было довольно много свободных помещений. Каждый год вывешивались большие баннеры в память о массовых убийствах 4 июня. Во время движения против экстрадиции учащиеся выстраивали живые цепи перед школой, чтобы выразить свои требования. И обычно они свободно обсуждали различные социальные проблемы со своими учителями.
Однако после того, как в 2020 году был принят Закон о национальной безопасности Гонконга, дискуссии прекратились, и «демократическая стена в школе опустела».
Более того, по словам учительницы школы, после принятия Закона о государственном гимне в июне 2020 года её коллега, обеспокоенная тем, что на неё донесут, внезапно встала в учительской, услышав государственный гимн без церемонии, выглядя испуганной и странной.
Случившееся потрясло учительницу.
«Такой ситуации не произошло бы даже в материковом Китае», — сказала она.
Источник: The Epoch Times