Схожесть бытия.
У Марины и Бориса действительно было очень много буквально совпадающих жизненных фактов. Например, оба они были москвичами и родились почти в один год. Мать Бориса была талантливой пианисткой, как и у Марины. Причём обе они в юности обучались музыкальному мастерству у самого Антона Рубинштейна, что уже само по себе не могло быть простым совпадением.
Первый шаг.
Первый шаг к общению и сближению с Мариной сделал Борис, как и положено мужчине. Он прочитав "Вёрсты" Цветаевой пришёл в неистовый восторг и решил во что бы то ни стало "прикоснуться" к ее таланту, её гению, её бытию. Марина на тот момент была уже "недосягаема". Она проживала в Праге, была замужем, растила дочь. Борис написал ей в 1922 году. Забегая вперёд скажу, что переписка двух гениев литературы продлилась аж до 1935 года. Эпистолярный роман длиною в тринадцать лет, записанный, зафиксированный, сохранённый и отпечатанный на бумаге...Чувственный, настоящий, страстный, литературно гениальный....
Без иллюзорная реальность
Ни для кого не секрет, что жизнь Марины Цветаевой не была спокойной и размеренной, преисполненной счастья и гармонии...Полагаю, Марина Ивановна всегда искала родственную душу, поэта, рока, страсти, неистовства, огня, близости и родственности душ, одного с собой предназначения, знака равенства в любви, таланте, всепоглощенности... И похоже что если не всё, то очень многое она нашла именно в Борисе, ведь недаром даже сына хотела наречь его именем, но не назвала.
Вместо Бориса появился Георгий, который в огромном и любящем сердце своей матери затмил всех любимых до селе мужчин.
Любовь к сыну стала слишком крепкой, опасно крепкой, но это уже история иная...
О дневниках сына Марины Ивановны- Георгии Эфроне можно прочесть здесь:
Марина Цветаева была вынуждена постоянно заниматься семьёй, домом, бытовыми вопросами, воспитанием дочери.
Поэту - Марине очень хотелось уйти вглубь своего поэтического ремёсла, своего дарования, погрузиться в тайны слова, но удавалось ей это, увы не часто.
Бедность преследовала Марину, всегда дыша ей в спину. Она была фактически вынуждена содержать семью. Сергей Эфрон (муж поэтессы) не блистал ни хорошим здоровьем, ни ярко выраженными способностями к зарабатыванию своей "копейки". Его вообще скорее никогда не было рядом. Он всегда был, но где-то, не рядом с Мариной. Он был в мыслях, письмах, ожиданиях, но не здесь.
Марина Ивановна пишет Ольге Колбасиной-Черновой от 2 января 1925 года:
"Иногда, ловя себя на мечтах о няньке, думаю: а вдруг он эту няньку будет любить больше, чем меня? — и сразу: не надо няньки! И сразу: видение ужасных утр, без стихов, с пеленками, — и опять cri du coeur [Крик души (фр.)]: няньку! Няньки, конечно, не будет, а стихи, конечно, будут, — иначе моя жизнь была бы не моя, и я была бы не я."
Судьба Бориса была к нему куда более благосклонна, по крайней мере в доброй половине его жизни, до публикации "Доктора Живаго".
Мне кажется, что Пастернак был не просто удачлив, он был обласкан судьбой. С детства в их родительском доме бывали известные личности: и Лев Толстой, и Сергей Рахманинов, и Александр Скрябин.
Учился будущий Нобелевский лауреат великолепно, окончив гимназию с золотой медалью. В 1912 году он учился на летних курсах в Германии у профессора философии Германа Когена.
В 1922 году Борис Пастернак жениться на художнице Евгении Лурье. В браке с Евгенией рождается сын Евгений. Тем не менее, семейная жизнь в семье Пастернаков не заладилась. Вот как позже Евгений Пастернак писал об этом:
"Обостренная впечатлительность была равно свойственна им обоим, и это мешало спокойно переносить неизбежные тяготы семейного быта."
В след за разводом последовал второй брак писателя с Зинаидой Нейгауз в 1932 году, а переписка С Мариной Ивановной длилась аж до 1935 года!
Два поэта, с семьями и детьми в течение тринадцати лет "дружили" на бумаге, в думах и письмах были отдушинами друг для друга, от быта, условностей, правил...
Мечта о встрече и мысли о сопернице.
Известно, что Марина Ивановна мечтала о встречи с Борисом Пастернаком, но никак не на "бумаге". Поговаривают, что Цветаева считала, что Борис Леонидович и вовсе не женился бы на Зинаиде Нейгауз если бы у них была возможность встретиться. Так полагала сама поэтесса. На деле Борис очень ценил комфорт, удобство и отлаженный быт. Зинаида была не только красавицей каких поискать, но и великолепной хозяйкой, матерью, женой. Она оберегала талант Бориса, относилась к нему с трепетом и помогала творить, беря на себя многие труды повседневности.
"Невстреча".
Борис и Марина встретились лишь в 1935 году в Париже на Международном Антифашистском конгрессе писателей в защиту культуры. Пастернак прибыл на неё как член советской делегации писателей. Борис выступал, Цветаева сидела в зале. Встреча эта по словам самой поэтессы стала "невстречей". Когда Пастернак и Цветаева оказались рядом, то стало ясно, что говорить им в общем-то уже не о чем.
Хочется процитировать строки самой Марины Ивановны из стихотворения "Вы, идущие мимо меня" на мой взгляд прекрасно отражающие драму таких вот встреч и не встреч, боли и обиды разочарований, горечи от зря потраченных минут, часов, лет:
"Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох…
— И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох".