В России на сегодняшний день функционирует порядка 550 тысяч лифтов, порядка 100 тысяч из них подлежат замене уже в 2025 году, сообщили в Российском лифтовом объединении. Причина проста – срок годности внутридомового оборудования истекает. Но сделать это будет не так-то просто – денег на замену нет. Чем это чревато, попыталась разобраться Новороссия.
Денег не хватает
Уже в феврале 2025 года истекает срок службы 81,5 тысячи лифтов в многоквартирных домах по всей стране. Замена примерно 45 тысяч из них не обеспечена финансированием. Общая потребность в замене оборудования составляет порядка 100 тысяч единиц – помимо домов, лифты надо менять в больницах, поликлиниках и других социальных учреждениях.
Зампред комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева подтвердила актуальность проблемы. Причем существует она уже не первый год.
"Наверное, на каждой встрече комитета с министром и вице-премьером мы задаем вопрос про лифты, потому что в 2025 гроду все лифты, выработавшие свой срок годности, будут остановлены. И порядка 40 тысяч не будут заменены. Потому что единственный способ замены на сегодняшний день – это программа капитального ремонта. А в региональных фондах и особенно на спецсчетах денег не хватает. Собственники не принимают решение о необходимости увеличения взносов", – говорит собеседник Новороссии.
о словам парламентария, единственный способ разрешить сложившуюся ситуацию – это задействовать государственную поддержку.
"Она существовала на протяжении одного года в 2020 году во время пандемии: выделялись небольшие деньги из тогда еще существовавшего фонда реформирования ЖКХ. Сейчас его переоформили в фонд развития территорий. Но даже эти небольшие деньги, порядка 10 миллионов, позволили запустить программу субсидирования по договору факторинга и существенно ускорить замену лифтов. То есть даже если бы выделялись небольшие суммы на длительный период, наверное, мы бы эту проблему решили. Но, к сожалению, сколько мы сейчас не пишем, особенно ничего не меняется. И Минпромторг обещал какое-то софинансирование, обсуждались такие меры поддержки как отмена НДС, но, к сожалению, ничего не состоялось", – констатировала Светлана Разворотнева.
Новые регионы в зоне особой уязвимости
Заместитель председателя профильного комитета Госдумы говорит, что новые субъекты в вопросе замены лифтов оказались особенно уязвимы, потому что в строчках платежек жителей Донецкой и Луганской Народных Республик, Херсонской и Запорожской областей нет строки "капитальный ремонт". Если по всей России лфты меняются за счет взносов на капремонт, то в новых регионах этой строчки попросту нет. Соответственно, собираемость платежей со стороны управляющих компаний не позволяет в рамках текущего ремонта менять лифты.
"Да и состояние жилого фонда там, как и лифтового, очень тяжелое. Пока эта проблема решается за счет помощи субъектов-шефов, но у них самих такие же проблемы. Это решение можно признать временным, чтобы хоть как-то остановить падение, но нельзя признавать его нормальным на длительный период", – подчеркнула эксперт.
Капсулы смерти
По словам Разворотневой, износ лифтового оборудования чреват тем, что в лучшем случае лифт просто остановится, и люди будут ходить на 5-25 этаж пешком. В худшем случае это будут аварии с человеческими жертвами.
К сожалению, трагедии, связанные с неисправностью или изношенностью лифтового оборудования в России, – не такая уж и редкость.
17 января текущего года в Екатеринбурге лифт сорвался с высоты 8-го этажа. В момент падения в кабине находилась женщина, она получила тяжелейшую травму позвоночника. В ТСЖ неоднократно заявляли, что лифт непригоден для эксплуатации, но в компании, ответственной за нормальное функционирование оборудования, клятвенно убеждали жильцов в том, что лифт исправен.
Например, осенью прошлого года в Свердловской области "капсула смерти" едва не перемолола заживо молодую маму с коляской. Девушка закатила коляску в кабину и хотела зайти сама, но неожиданно лифт с открытыми дверьми начал подъем. Он застрял между первым и вторым этажами, а коляска, которая находилась внутри кабины, перевернулась. Пострадавшая оказалось зажата и повисла вниз головой.Девушка получила множественные переломы и вывихи.
Летом 2018 года в Калуге монтажника насмерть раздавило кабиной лифта. Мужчина опустил кабину на первый этаж, а противовес зафиксировал на девятом. Затем рабочий спустился на первый этаж и продолжил работы на кабине, но противовес сорвался с креплений, пролетел девять этажей и упал на потерпевшего. Он погиб на месте.
В том же 2018-м в Новосибирске 39-летний мужчина погиб, упав в шахту лифта с 12 этажа. Двери лифта были открыты, хотя сама кабина в этот момент находилась на 17 этаже. Не заметив этого, мужчина шагнул вперед и сорвался вниз. На момент происшествия лифтовое оборудование в новостройке еще не было введено в эксплуатацию.
В 2018-м же работник склада погиб при попытке покинуть застрявший грузовой лифт. Он проник в шахту и попытался пролезть через зазор между полом и плитой, но задохнулся.
В 2016 году шокирующая трагедия произошла в жилом комплексе "Алые паруса" на Авиационной улице в Москве. В результате обрыва троса лифт рухнул в шахту, убив своего единственного пассажира, им оказалась дочь известного в прошлом телеведущего Евгения Кочергина Ирина Володина. Во время проведения следственных действий в шахте было обнаружено тело мужчины, который погиб ранее.