По итогам 2023 года объем экспорта продукции АПК России составил 45 млрд долларов. Это рекордное значение, которое еще пять лет назад казалось недостижимым. Сейчас же более 40 млрд долларов экспорта "сельхозки" ежегодно - уже вполне нормальная и обыденная ситуация.
Впрочем, необходимо ответить на вопрос: значит ли это, что наше сельское хозяйстве развивается на "пятерку" и не имеет стратегических проблем?
Буквально полтора месяца назад основной темой в информационном пространстве стало резкое подорожание куриного яйца. Конкретные причины данного явления я разбирал здесь. Однако рост цен на данный товар очень ярко показал - АПК России до сих пор сильно зависит от импорта, в том числе по основным товарам. А, точнее, от импортной базы, начиная от семян, заканчивая инкубационным яйцом.
Впрочем, для меня особо удивительной подобная ситуация не стала. Ещё в сентябре, аккурат после девальвации рубля и роста ключевой ставки я указал именно на такой вариант развития событий. Рост цен на ряд товаров был неизбежен. Но почему, ведь нам с голубых экранов уже который год рассказывают про достижение основных параметров продовольственной безопасности? Неужели это не так? Спешу расстроить вечных критиканов. Это так, но, как говорится, есть нюанс.
Для понимания происходящих процессов необходимо перенестись в 2012 год, когда было принято решение о необходимости интенсивного развития сельского хозяйства. Почему только в 2012? Лишь к этому времени руки дошли до АПК. Управленческие ресурсы, как и финансовые, и военные не являются бесконечными. И заниматься одновременно всем невозможно. Даже во время сталинского экономического чуда 1929-1953 гг отрасли развивали поступательно.
Целью первого этапа (2012-2017 гг) стало обеспечение продовольственной безопасности страны. Существенным драйвером стали "контрсанкции" 2014 года. Тогда активно вводились в оборот все новые земли, строились птицефабрики, наращивалось производство мясомолочной продукции. Однако все это происходило на импортной базе. Опять возвращаемся к вопросу ограниченных управленческих ресурсов. Заниматься всем было невозможно и пришлось выбирать: либо изначально создаем базу, либо насыщаем рынок конечной продукцией.
Выбор был сделан в пользу второго варианта. Целеполагание вполне ясное. Если бы сначала создавали базу, то за это время последние предприятия АПК окончательно бы загнулись. А так благодаря государственной поддержке в отрасль пришли деньги и инвестиции. Заниматься сельским хозяйством стало, как минимум, безубыточно.
Второй этап пришелся на 2018-2023 гг. Его основной целью стало наращивание экспорта. Вновь было принято решение повременить с созданием отечественной базы, сконцентрировав все ресурсы на выводе нашей продукции на мировой рынок. Целеполагание также вполне понятно. Для дальнейшего развития АПК требовал еще больших денег, которые заработать можно было только на внешнем рынке.
Как видно по данным за прошлый год, цель была достигнута. 45 млрд долларов - существенная цифра, которая в три раза превышает объем экспорта нашего ВПК (в денежном выражении) в "мирное" время. Причем важно отметить, что все большую долю в экспорте занимает продукция переработки: мясо, кондитерские, молочные, мучные изделия и т.д. В общем, все задачи второго этапа были достигнуты.
Теперь же начинается третий этап (2024-2029/30). Его целью является как раз создание отечественной базы. Выход на самообеспечение по такой продукции, как семена, инкубационное яйцо, кормовые добавки и т.д. Если смотреть сугубо с экономической точки зрения, то особого вклада от создания соответствующих предприятий экономика в целом не получит. Как и сельское хозяйство.
Однако собственная база важна другим. Это уже самое настоящее обеспечение продовольственной безопасности, развитие науки и образования. Кадров здесь будет работать немного, но они все будут высококвалифицированными. Учитывая то, что первые два этапа были пройдены успешно, у меня нет сомнений, что задачи третьего этапа также будут выполнены.
10-12 лет назад можно было сомневаться о целесообразности выстраивать этапы именно в такой последовательности. Однако как показало время, решения были приняты абсолютно правильные. Неизвестно, какой объем продукции выпускал бы наш АПК при другом варианте развития событий, и насколько сложно было бы создавать новые предприятия в условиях окончательной деградации сельского хозяйства. Да и платили бы граждане за продукты питания наверняка больше, ведь по многим товарам мы бы продолжили оставаться нетто-импортерами.