Кризис в Красном море нарушил судоходство через Суэцкий канал. На европейскую экономику происходящее влияет мало, но это только пока, пишет Al-Ain. По мнению аналитиков, Западу не избежать последствий атак хуситов на торговые суда. Однако выход из ситуации есть.
Нападения хуситов на корабли в Красном море в течение последних нескольких недель нарушили судоходство в Суэцком канале.
Суэцкий канал – самый короткий морской путь между Азией и Европой, через который проходит около 15% мировой морской торговли.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Европа находится на грани "легкой рецессии" и пытается справиться с высокой инфляцией. Длительное нарушение торговли может повлиять на планы европейских центральных банков по снижению процентных ставок в этом году.
Ниже приведены некоторые факторы, которые принимают во внимание политики, оценивая последствия кризиса в Красном море.
Как это отразилось на европейской экономике?
С макроэкономической точки зрения, эффект пока незначителен. Министерство экономики Германии заявило на прошлой неделе, что единственным заметным последствием являются несколько случаев увеличения сроков поставок.
Глава Банка Англии Эндрю Бэйли согласился с этим, заявив на парламентских слушаниях, что на самом деле кризис в Красном море не возымел того эффекта, которого Бэйли опасался, хотя неопределенность относительно будущего мировой торговли все ещё присутствует.
Пока что атаки хуситов на торговые суда не отразились на основных экономических показателях Европы, в том числе на декабрьской инфляции: она увеличилась незначительно.
Но всё может измениться после публикации предварительных данных, включая расчет индекса деловой активности (PMI) за январь и первой оценки инфляции в еврозоне за этот же месяц.
Возможно, председатель Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кристин Лагард затронет эту тему на пресс-конференции после заседания по процентным ставкам.
Почему это ещё не отразилось на экономике?
Показатели мировой экономики по-прежнему ниже ожидаемых, что указывает на значительное замедление мировой экономики.
Цены на нефть, например, могут ударить по экономике Европы и за её пределами.
Но влияние кризиса в Красном море ещё не проявилось, поскольку поставки высоки, а рост спроса замедляется. Об этом заявил исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль.
"Я не ожидаю серьезных изменений цен на нефть, поскольку на рынок поступает достаточный объем этого энергоресурса", – добавил он.
Немецкий логистический гигант DHL заявил, что у него всё ещё есть свободные мощности для авиаперевозок, но этот вариант доступен не для всех, поскольку мировая экономика ещё не восстановилась.
Компаниям становится сложнее перекладывать на потребителей более высокие производственные затраты, которые могут возникнуть, например, из-за необходимости перестраивать логистику – в обход Африки. Многие из них восстановили рентабельность за последний год, но признаются, что, возможно, им просто придется смириться со снижением прибыли.
Мебельный ритейлер IKEA даже заявил, что будет придерживаться запланированного снижения цен и что сможет выдержать любые сбои в цепочке поставок.
Пока такой оптимистичной точки зрения придерживаются большинство компаний, нарушение коммерческого судоходства в Красном море не приведет к росту потребительских цен.
Могут ли европейские политики избежать последствий кризиса в Красном море?
Ответ: нет. Чем дольше будет длиться этот кризис, тем сильнее он отразится на европейских компаниях и экономике западных стран в целом.
Американский производитель электромобилей Tesla намерен приостановить работу большей части цехов на своем заводе в Германии с 29 января по 11 февраля из-за нехватки комплектующих. Шведская компания Volvo Cars на следующей неделе приостановит производство автомобилей на своем заводе в бельгийском городе Гент на три дня из-за задержек с поставками запчастей, вызванных ситуацией в Красном море.
Кризис в Красном море, вероятно, повлияет больше на импорт, чем на экспорт: почти четверть товаров, поступающих в Европу, доставляется морем из Азии, в то время как на тот же маршрут приходится всего 10% европейского экспорта.
По оценкам Oxford Economics, рост стоимости контейнерных перевозок приведет к увеличению инфляции на 0,6% в течение года.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) ожидает, что инфляция в еврозоне снизится с 5,4% в 2023 году до 2,7% в текущем году.
"Хотя кризис в Красном море не остановит замедление инфляции, он уменьшит скорость, с которой та возвращается к нормальному состоянию", – заявили в Oxford Economics.
Кризис в Красном море также не повлияет на тенденцию к снижению процентных ставок.
Текущая ситуация может побудить компании использовать альтернативные, более предсказуемые маршруты, разработанные после пандемии COVID-19, которая также нарушила глобальные цепочки поставок.
Могут быть использованы более длинные, но безопасные торговые маршруты или другие варианты. Но какие бы альтернативы не рассматривались, у них есть одна общая черта: более высокие затраты.