Найти тему
Eurasia Daily

Российская нефть встроилась в азербайджанский экспорт

В 2023 году Азербайджан увеличил импорт нефти в четыре раза — в основном из России. В стране снижается добыча и поддержать экспорт можно только закупками сырья за границей. Для обеих стран такая торговля пока выгодна, отмечают эксперты. Баку получает нефть со скидкой и больше экспортирует более дорогого своего сырья или продает российское по цене своего. Российские компании, в свою очередь, избавляются от головной боли, если им приходится использовать дорогой и рисковый теневой флот, а потребители находятся в Азии или на Ближнем Востоке.

За 11 месяцев 2023 года Азербайджан импортировал 1,78 млн тонн нефти стоимостью $ 994 млн. Это более чем в четыре раза больше, чем в январе-ноябре 2022 года. Такие цифры публикует «Интерфакс-Азербайджан» со ссылкой на Госкомитет по статистике страны.

Агентство приводит данные о том, что крупнейшим поставщиком выступает Россия. На нее пришлось 65% азербайджанского импорта — 1,17 млн тонн. Также Азербайджан закупал сырье в Казахстане и Туркмении.

Последние годы в Азербайджане снижается добыча и стране необходимо поддерживать экспорт. В этой ситуации схема импорта российской нефти со скидками схожа с поставками российского газа в Азербайджан зимой 2022−2023 годов. Тогда «Газпром» поставил в страну до 1 млрд кубометров, а Баку сохранил уровень экспорта в Европу, продавая каспийский газ по высоким ценам.

«Интерфакс-Азербайджан» сообщал со ссылкой на Госкомстат и таможенный комитет о том, что добыча нефти и конденсата по результатам всего 2023 года снизилась в стране на 7,5% (до 30,2 млн тонн), а задекларированный экспорт нефти сократился лишь на 0,08% (до 26,5 млн тонн). При этом Бакинский НПЗ увеличил переработку и экспорт нефтепродуктов вырос на 20% (до 925 тыс. тонн).

«Азербайджану, безусловно, выгодно закупать российскую нефть из-за разницы цен. Они могут импортировать нефть со скидкой и потреблять ее на внутреннем рынке. Это позволяет высвободить объемы своего сырья под экспорт. Кроме того, часть российской нефти в переработанном виде может экспортироваться — даже в ЕС, так как это не запрещено. Индия пошла таким путем», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

Правда, непонятно, куда и какая нефть идет, замечает эксперт. До последнего времени единственный маршрут, нефтепровод Тихорецк-Баку, работал с небольшой нагрузкой и только в прямом направлении — в сторону России.

«Во втором полугодии прошлого года обсуждался реверсный режим работы нефтепровода Тихорецк-Баку (в сторону Баку). Такие идеи были от „Роснефти“ и Минэнерго: загрузить Бакинский НПЗ объемами до 4 млн тонн нефти в год. Но сообщений о достигнутых договоренностях не было», — поясняет ведущий аналитик ФНЭБ. Он считает, что перевод нефтепровода в реверсный режим принесет немало хлопот, если поставки не превратятся в глобальный проект.

«Реверсная работа нефтепровода остановит прием нефти из Казахстана и Туркмении в порту Махачкалы. Потому что сырье поступает в нефтепровод и представляет собой достаточно тяжелые сернистые сорта, которые Азербайджан не будет принимать. Поэтому реверсная работа нефтепровода Тихорецк-Баку несет сомнительную выгоду. Другое дело — продолжение нефтепровода в Иран с выходом в Персидский залив и созданию мощностей по поставкам нескольких десятков миллионов тонн в год. Однако самому Азербайджану это не выгодно. Точнее, Турции, его союзнику. Она строит канал параллельно проливу Босфор и заинтересована в том, чтобы танкеры в будущем шли по нему и платили за проход», — поясняет Игорь Юшков.

Возможно, российская нефть вообще не попадает в Азербайджан, и речь идет о своповых поставках, когда определенные объемы азербайджанской нефти остаются в стране, а в обмен на экспорт идут такие же объемы российской нефти. Например, в Израиль и Турцию, куда Азербайджан активно поставляет сырье. В Измире работает НПЗ Star азербайджанской госкомпании Socar. Завод обеспечивает потребности Турции на 25%.

В пользу версии о своповых операциях говорят данные сайта экспортно-импортных деклараций ImportGenius. По его данным, в 2023 году трейдер Socar закупал сырье у российской «Татнефти» с точкой доставки в Новороссийск, где нефть грузили уже на танкеры, зафрахтованные Socar Trading.

В прошлом году в Баку сообщали о двух встречах руководства «Татнефти» с главой Socar и министром экономики Азербайджана.

«На встрече было выражено удовлетворение успешным развитием отношений с ПАО „Татнефть“. В ходе обсуждений рассмотрены приоритетные направления сотрудничества с компанией, возможности взаимодействия в сфере энергетики, а также проведен обмен мнениями по другим вопросам, представляющим взаимный интерес», — говорилось в одном из сообщений азербайджанской стороны.

В прошлом году обменные операции получили поддержку у властей страны. В Налоговый кодекс Азербайджана внесли соответствующие изменения. В течение трех лет с 1 января 2024 года в стране действует освобождение от налогообложения при своп-операциях по импорту нефти и газа в страну , сообщало агентство Report.

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков считает, что прямые или своповые поставки нефти в Азербайджан выгодны России в краткосрочной перспективе — тем, что у российских компаний нет транспортных издержек. Особенно, если бы в ином случае нефть пришлось доставлять азиатским потребителям.

«Во-первых, количество танкеров теневого флота, которые перевозят российскую нефть, ограничено. Во-вторых, его услуги — это недешево. Стоимость фрахта растет. А если сейчас будут еще и проблемы с проходом через Суэцкий канал и Красное море, то это еще больше удорожит логистику, в то время как нам в любом случае необходимо идти на азиатские рынки. Поэтому, чем больше мы сможем продать нефти на ближайшие рынки, тем выгоднее», — поясняет эксперт.

В правительстве Азербайджана прогнозируют, что снижение добычи нефти в стране продолжится. Как сообщает «Интерфакс-Азербайджан», в 2027 году планируют получить 26,9 млн тонн нефти — на 11% меньше, чем в 2023 году.