На фоне ограниченного выбора и растущих цен россияне всё чаще поддерживают идею параллельного импорта автомобилей. Почему эта альтернатива всё ещё актуальна и кто сегодня может позволить себе иномарку?
Огромная часть россиян выступает за ввоз иномарок по параллельному импорту. Между тем ситуация на внутреннем авторынке России складывается таким образом, что приобрести привычные нам европейские и японские автомобили могут позволить себе только не бедные люди.
Об этом в материале ForPost.
Люди жаждут разнообразия
60% из 1,5 тыс. опрошенных российских автовладельцев высказались за то, чтобы продолжить ввоз автомобилей иностранного производства по параллельному импорту.
И здесь можно отметить два главных аргумента.
Первый — это то, что производимые на Западе и в Японии авто зарекомендовали себя очень надёжными и достаточно комфортными. Однако следует напомнить, что большая их часть производилась в России.
И второй — это маленький выбор. И с этим нельзя не согласиться. У желающих приобрести новую машину он ничтожен: это отечественный автопром, китайский или параллельный импорт.
По мнению координатора общественного движения автомобилистов Юлии Каблиновой, у покупателей автомобилей должна быть возможность выбора, поэтому параллельный импорт надо продолжать.
Конечно же, отечественного производителя поддерживать необходимо, но только не за счёт ограничения ассортимента.
Ну а по китайским авто пока есть много вопросов к их надёжности и качеству, пояснила она.
«Китайский автопром пока проигрывает Японии и Западу в глазах россиян. Поэтому я против ограничения параллельного импорта, должна быть альтернатива», — отметила она в беседе с ForPost.
Кстати, ограничивать параллельный импорт автомобилей пока никто не собирается. А по словам руководителя Минпромторга Дениса Мантурова, эта практика продолжится и в текущем году.
Но вместе с тем ассортимент поставляемых таким образом товаров постепенно будет сокращаться, подчеркнул он.
Авто только для очень обеспеченных?
Существующий на сегодня гипотетический выбор иномарок, ввезённых на российский авторынок по параллельному импорту, на самом деле выглядит очень скромно.
По словам заместителя главного редактора журнала «За рулём» Игоря Моржаретто, введённый в 2022 году параллельный импорт за первое полугодие 2023 года набрал хорошие обороты.
Доля таких авто на отечественном рынке автомобилей составляла примерно 15%. Затем последовали жёсткие ограничения: вырос утилизационный сбор, стали сложнее правила ввоза.
«Сейчас, чтобы получить льготу по сбору, нужно лично пригонять машину. Иными словами, в таких условиях вряд ли объёмы параллельного импорта в 2024 году окажутся выше 5% рынка», — пояснил наш эксперт.
И дополнил, что по параллельному импорту можно привезти сейчас любой автомобиль, но только теоретически. Потому что настолько высокие накладные расходы могут позволить себе лишь очень богатые люди, которые могут позволить себе приобрести машину стоимостью не дешевле 4 млн рублей. Тогда как параллельный импорт для недорогих авто при существующих его условиях совершенно невыгоден, пояснил автоэксперт.
А стоит ли овчинка выделки?
Ввоз машин по параллельному импорту имеет как положительные стороны, так и отрицательные.
К положительным моментам можно отнести возможность приобретения иномарок популярного в России бренда, ввоз которых в нашу страну запрещён. Этим же путём поставляются и запчасти для них.
Вместе с тем и минусов у этой схемы тоже хватает. К первому минусу можно отнести возможность ввоза только дорогих машин. Второй минус заключается в том, что возможность получения льгот по утильсбору в РФ есть только у физлиц, что тоже расширяет зону рисков. И в-третьих, ни о какой гарантии от производителя не может быть и речи. Не может её быть и от того, кто привёз авто.
Ну и последнее. При параллельном импорте у производителя нет возможности контролировать конечную стоимость своей продукции.
«Китаец» не хуже других
Китайцы — автомобили на которые многие раньше наговаривали различную чушь. Да и сейчас россияне пока несколько недоверчиво относятся к китайцам. Между тем эти машины уже на протяжении двух лет довольно активно эксплуатируются в условиях наших холодов. И на основании этого можно отметить, что выходят из строя они не чаще других, пояснил эксперт.
Сейчас в России представлено порядка 35 китайских марок, и у каждой из них на нашем внутреннем авторынке есть несколько моделей, подытожил он.
Ещё по теме: После двух лет простоя завод Hyundai в Петербурге начал работу