Хаму всегда первым делом хочется ответить "сам такой!" или просто опустить взгляд и уйти. Но обе эти стратегии ошибочные. Малоэффективны и распространенные советы ответить шуткой, огрызнуться или просто сделать вид, что не заметил оскорбления.
Намного эффективнее использовать проверенные психологические приемы, которые поставят грубияна на место.
Чтобы научиться им, надо сначала разобраться, что такое оскоребление, как оно работает и почему задевает нас.
Психологи говорят, что для того, чтобы оскорбление сработало, нужно два условия:
- намерение задеть или обидеть
- получить от оскорбления искомую реакцию - чтобы вас оно уязвило.
При выполнении обоих условий наступает автоматическая реакция нашей психики: мы злимся, начинаем сыпать оскорблениями в ответ или же, наоборот, замираем и пытаемся уйти от этой ситуации. Но эту реакцию можно изменить, если понять, почему же оскорбление нас уязвляет.
Специалисты выделяют несколько причин, связанных с тем, что в оскорблении мы видим глубокую угрозу нашей личности. Наш авторитет ставится под сомнение, наше положение в обществе под угрозой, другие люди могут плохо о нас подумать или мы станем менее привлекательны для противоположного пола.
Оскорбление не сработает, если вы уверены в себе и мнение других людей вас не интересует. Следовательно, уязвимыми к оскорблениям нас делает низкая самооценка (или, наоборот, завышенная), стремление к идеалу, преувеличение значимости происходящих вокруг событий и мнений других людей, отсутствие четкого представления о самих себе и ложное ощущение, что мы ответственны за чужие чувства.
Три фразы, которыми можно поставить в тупик хама
1. "Ты сделал мне неприятно своими словами. Зачем тебе это?"
Такой фразой мы как бы признаем нанесенный нас ущерб, но при этом мы переводим конфронтацию из манипулятивной в прямую, что зачастую заставит обидчика стушеваться. Он просто не будет готов к такой реакции и замнется на месте.
2. "Я бы обиделся, если бы ваше мнение имело хоть какую-то значимость"
Таким образом мы показываем человек, что его слова нас не задевают, поскольку его мнение для вас не имеет абсолютно никакого значения.
3. "Со мной все в порядке, а пытаться убедить меня в обратном - бессмысленно"
Так мы покажем, что уверены в своей позиции, а мнение обидчика (точнее, манипулятора, у которого не получилось нас обидеть) нас не интересует.
Четвертый способ
Четвертый способ это не фраза, а стратегия полного игнора. Если кто-то обругал вас в общественном транспорте или на улице, лучше всего просто проигнорировать это. Такой человек проявляет свою слабость и несдержанность, а значит ситуация не стоит нашей реакции.
Устойчивость к оскорблениям
Но вместо того, чтобы заучивать фразы, которыми можно поставить в тупик хама, лучше поработать над тем, чтобы самому стать менее уязвимым для оскорблений.
Для начала надо научиться принимать себя таким, какие мы есть. Благодаря этому манипулятивные попытки поставить под сомнение наш авторитет просто не сработают.
Кроме того, можно работать над повышением своей квалификации и ценности. Это позволит повысить самооценку, а также лишит оснований какие-либо попытки поставить ваш профессионализм под сомнение.
Научиться отделять себя от того, каким вас видят другие люди. А также помнить, что всем нравится только пирожок, а человека, который бы нравился всем, просто не существует. Помните, что среди ваих близких точно есть люди, которым вы важны, симпатичны и дороги.