Найти тему
Логопед Анна Полякова

Помогает ли нейрофизкультура в школьном обучении?

Мамы достаточно часто задают важный для них вопрос: "Ходим к нейропсихологу, но он в основном учит ребенка владеть конечностями или ориентироваться пространстве, занятия больше напоминают физкультуру чем обучение, этот комплекс влияет на общее развитие мозга и обучение в школе?"

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Начнем ответ с азов. А. Лурия выделил множество видов апраксии агнозий, влияющих на развитие ребенка. А.Лурия основатель нейропсихологии, великий невролог и психиатр очень четко разграничил аспекты наполнения и извлечения информации, обозначил виды сенсорных нарушений в работе организма.

А.Лурия условно выделил четыре вида апраксии.

1 Грубые нарушения координации, когда мозг ребенка не может понять, как выполнить то, или иное движение. Например, одну руку поднять, а вторую при этом опустить. В логопедии данный вид нарушения приводит к тотальной немоте, ребенок не может произнести ни единого звука, при сохранном тонусе речевого аппарата и отсутствии каких либо, видимых моторных проблем.

2 Вторая форма апраксии направлена на слияние движений. Она менее грубая, чем первая, но также, весомо влияет на жизнь. Ребенок, подняв руки не понимает, как ими махать. Не осознает динамику своих движений, не понимает, где право, а где лево, не может выстроить верную кинетическую последовательность.

3 Третья группа апраксии влияет на движения глаз и ложится в основу различных видов зрительных агнозий. Она в том числе может давать головокружения, нечеткость вестибулярной системы, но основная ее проблема связана все-таки со зрительным восприятием и влиянием на ребенка в целом.

4 Четвертая группа апраксии- мыслительная, апраксия последовательности событий, явлений, формирования речевого высказывания. Вот она апраксия логики и мысли. Ребенок не понимает, как решить задачу, выстроив в ней последовательность действий. Не понимает, как двигаться по числовой прямой складывая и вычитая. Как выполнить домашние дела, ведь и они требуют постановки задачи и этапов ее реализации. Не может даже создать собственную фразовую речь, и вместо слов вставляет в нее речевые штампы. В грубой форме заболевания мышление становится разрозненным, малыш теряется в событиях, не может оценить происходящее. Речь несвязна в ней присутствует эхолалия и логорея. В менее грубых формах, дети имеют нарушения абстрактного логического мышления, испытывают трудности в решении математических задач.

Что на сегодняшний день происходит в работе над данными проблемами. Еще Т.Визель в своем учебнике честно признает, что на сегодняшний день четвертая форма апраксии у детей остается самой неизученной, работ по ней крайне мало и современные детские нейропсихологи с ней практически не работают.

Так на что же направлена описанная выше работа нейропсихолога, в которой задания напоминают физкультурную зарядку, по координации рук и ног, ориентировке в пространстве?

Во-первых, это кинетическая двигательная координация последовательности действий. Что не мало важно для преодоления неуклюжести и восстановлении походки ребенка.

Во-вторых, это сенсорное влияние на соматоагнозию-ощущение тела в пространстве. Однако для преодоления проблемы с перемещением по одним и тем же маршрутам ребенку все равно придется выстраивать образовательный маршрут, так как в основе данного нарушения лежит четвертая форма апраксии.

Почему четвертая форма такая недоработанная? Вопрос все тот же, к сожалению для того, чтобы вытянуть ребенка в норму специалист должен быть комплексным и обладать знаниями различных сфер.

Мне пришел вопрос: «Почему логопеды сейчас такие как Вы, изучающие множество областей науки, раньше они просто ставили звуки и не подозревали о всех этих премудростях?» Так оно и есть, и многие специалисты все еще прибывают на данном уровне, так как институты в основной своей массе готовят именно его. Увы, но этого недостаточно. Чтобы логопед смог вытянуть комплексного ребенка с наличием всех четырех форм апраксии, он должен широко разбираться в проблеме.

Моему сыну речь нужно было формировать искусственно. Вывести из первых двух грубых моторных форм помогли речевые укладки, формирования укладов звуков и их слияния вручную, с поддержкой на чтение. Четвертую форму я восстанавливала сама, сейчас я описываю ее в своей диссертации.

Скажите, но неужели никто не работал с этой самой четвертой формой? Работали конечно. Ее отдали логопедам-афазиологом, выдав им статус клинических-медицинских логопедов в области тяжелой патологии речи и мышления. Вот только увы, но работали они исключительно по взрослым пациентам, для детей материалы все еще оставались на адаптированными. Объясню причины данного решения. Помочь взрослому человеку всегда было проще, так как какой-то пласт функций после поражения головного мозга у него был сохранен. Специалисты могли опереться на понимание речи, способность читать или писать. Даже произношения звуков больной выполнял по аналогии, и работа велась в весьма упрощенном формате, нежели это требовали маленькие пациенты.

С детьми все намного сложнее. Многие из них прибывают в таком сложном состоянии, что даже не осознают понятия аналогии, а помимо всего прочего неговорящего ребенка, прежде чем вывести на работу с логическим мышлением нужно обучить читать звуки, сливать их в слоги и слова, опираясь на руки логопеда. Научить тем самым логическим основам понятий и суждений, и уж только потом переходить к умозаключениям.

На вопрос помогает ли занятия нейро физкультурой в школьном обучении скажу, что в связи с воздействием процедуры на разные участки головного мозга помощь эту можно считать весьма косвенной. Проще говоря данный аспект часто затрагивает совсем не те участки головного мозга, которые требуются данному ребенку для восстановления речи и мышления, необходимого в освоении школьных навыков. Конечно, развивать нужно все, и крупную и мелкую моторику, и координацию. Первые три формы апраксии так же требуют пристального внимания и работы. Однако работая над проблемой нужно четко осознавать на что направлен результат данного действия, дабы не упустить время в формировании функций, к которым на прямую он не обращен.

А что Вы думаете по данному вопросу?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.

Здоровье
680K интересуются