Найти тему
Turizm

Что помешало пилотам в 2010 году предотвратить самую первую аварию самолета Ту-204?

Самолет Ту-204 авиакомпании «Авиастар-ТУ», выполнявший рейс 1906, упал в лесной массив при заходе на посадку в московском аэропорту Домодедово.

22 марта 2010 года лайнер авиакомпании «Авиастар-ТУ» потерпел крушение при попытке приземлиться в условиях тумана в московском аэропорту Домодедово. Семилетний Ту-204 с регистрационным номером RA-64011 выполнял обратный рейс из международного аэропорта Хургады в Египте и не долетел до воздушной гавани буквально полтора километра, рухнув в лес. Пассажиров на борту не было.

Накануне самолет взял в Москве 210 туристов и вылетел в Хургаду. Вскоре после взлета экипаж почувствовал в салоне запах гари и вернулся в аэропорт Домодедово.

-2

При осмотре выяснилось, что задымление вызвано неисправностью электронагревателя, и как только проблема была устранена, Ту-204 отправился в Египет, где примерно через пять часов приземлился без каких-либо происшествий и отклонений от нормы.

Обратный перелет в Москву получился порожним, то есть без пассажиров и груза. На борту рейса 1906 авиакомпании «Авиастар-ТУ» находились восемь сотрудников перевозчика ― три пилота, бортинженер и четыре стюардессы.

Когда самолет подлетал к Москве, служба Управления воздушным движением разрешила экипажу выполнить стандартный заход на посадку по приборам на взлетно-посадочную полосу 14L аэропорта Домодедово.

-3

Во время снижения командир экипажа получил несколько предупреждений от московского центра УВД о том, что борт отклонился на расстояние от 1 000 до 2 000 метров левее ВПП. Сбитые с толку своим местоположением, пилоты пытались определить, где на самом деле они находятся, основываясь на указаниях УВД, данных бортового компьютера и портативного устройства GPS.

В этот момент автоматические датчики, установленные в самолете, начали предупреждать экипаж о критически низкой высоте. Как выяснилось позже, сигнализация высотомера сработала за девять секунд до крушения.

Пилоты проигнорировали тревожный предупредительный сигнал и связались с УВД, чтобы еще раз уточнить, на правильном ли они курсе.

Фото: соцсети
Фото: соцсети

В 23:35 по местному времени самолет разбился в березовом лесу чуть менее чем в полутора километрах от взлетно-посадочной полосы. Удар был такой силы, что Ту-204 разломился надвое и потерял крыло. По счастливой и необъяснимой случайности самолет не загорелся.

К моменту, когда спасательные бригады прибыли 30 минут спустя, всем членам экипажа, за исключением тяжело раненного бортинженера, удалось выбраться из самолета.

Фото: соцсети
Фото: соцсети

Одна из бортпроводниц добралась до близлежащего шоссе, где остановила машину и попросила водителя отвезти ее в больницу. Позже другие члены экипажа были также доставлены в медучреждение на машине скорой помощи. Из восьми находившихся на борту в тот день двое остались в больнице на ночь.

Эта авария стала первой потерей самолета ОКБ Туполева Ту-204 и первой катастрофой у авиакомпании «Авиастар-ТУ».

После тщательного расследования был сделан вывод, что пилоты пытались совершить заход на посадку в погодных условиях ниже минимально допустимых для воздушного судна с неисправным бортовым компьютером, отвечающим за управление полетом. К тому же экипаж не предпринял попытку уйти на второй круг, когда не смог установить визуальный контакт с землей.

-6

Согласно выводам комиссии, основными факторами, которые способствовали крушению, стали:

- Недостаточная подготовка и квалификация пилотов для посадки в затрудненных погодных условиях;

- Отказ бортовой системы управления полетом;

- Невыполнение захода на второй круг;

- Отказ от ухода на запасной аэродром;

- Оплошность второго пилота, который не проинформировал командира ВС о пропущенном заходе на посадку;

- Неудовлетворительное взаимодействие между членами экипажа;

- Усталость пилотов;

- Неправильное принятие решений в кабине пилотов

В результате аварии оба пилота были приговорены к тюремному заключению сроком на один год условно.

В тот же день, 22 марта 2010 года, Росавиация наложила запрет на выполнение перевозчиком внутренних и международных коммерческих воздушных перевозок пассажиров.

-7

В ноябре 2011 года после того, как инспекторы Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) выявили ряд недостатков в области безопасности полетов, авиакомпании «Авиастар-ТУ» было запрещено совершать полеты в страны ЕС. Запрет продлился всего месяц.

Сегодня в активном парке «Авиастар-ТУ» шесть грузовых самолетов: четыре Boeing 757 и два Ту-204.

-8