У меня случилось три интервью, в которых мы обсуждали, в том числе где место IT в бизнесе:
- TAGES Live: Разговор основателей ИТ-компаний
- Teamlead. С места в career: Как грамотно ставить бизнесовые цели вместе с командой?
Что, если картина мира в голове не совпадает с тем, что происходит в реальности? В этом случае с вами периодически происходят неприятные удары о реальность, потому что она объективна. Например, если вы бежите на полной скорости в бетонную стену головой вперёд, то можете изо всех сил игнорировать, что скоро будет столкновение. Но поможет ли это? Нет, потому что, добежав до стены, вы больно ударитесь об неё, которая объективно твёрже вашей головы.
Как раз для этого я и пишу мысли о том, где находится место IT в длинных цепочках поставки бизнес-ценности. За 17 лет практики я общался с очень многими айтишниками — от крутых спецов до первокурсников. И к сожалению, не раз встречал позицию, когда эти прекрасные инженеры ставят телегу впереди лошади, то есть считают, что IT в бизнесе главное, а всё остальное — второстепенное.
Из-за такого ошибочного взгляда вырастают IT-архитекторы, которые рисуют архитектуру так, как они чувствуют и как им хочется. Они не погружаются в бизнес и не понимают, что IT-архитектура — это следствие бизнес-модели.
Отсюда же вышли программисты, которые говорят, что не хотят вникать в бизнес, а требуют на входе задачу с детальным описанием. Они же пишут код, понятный только им, называют переменные, не как принято в бизнесе, и вообще живут как будто отдельно от бизнеса в своей инженерной башне. Для таких уже есть целая методика, которая называется Domain Driven Design. По ней написано много книг и сделано много выступлений, но зачем читать книги и что-то изучать, если можно ковылять и без них?
Эти же люди потом удивляются, когда бизнес не даёт им повышения, когда бизнес предъявляет претензии, что теряет деньги из-за недальновидности и отстранённости инженеров. Вроде должно быть очевидно, что невозможно, не зная причин, начать создавать следствия. Точнее, возможно, но результат с высокой долей вероятности будет оторван от жизни и не принесёт бизнесу никакого профита.
Как бы это горько ни звучало для вылизанных и обласканных за последние десятки лет айтишников, они являются одним из звеньев в цепи по поставке бизнес-ценности. В крупной корпорации отличный юрист, сильный корпоративный продажник или лоббист приносят пользы не меньше, чем люди, создающие ПО.
Чтобы у вас была твёрдая почва под ногами и вы точно поняли, что значит IT для бизнеса, давайте порассуждаем.
Кто есть в бизнесе кроме IT
Глупо было бы утверждать, что IT не играет роли в бизнесе. Конечно же, многое сейчас завязано на IT-системах. Но, как бы это ни было грустно для моих коллег-инженеров, не только от IT зависит бизнес.
Кроме IT в компании есть продажники, менеджмент, маркетологи, HR, безопасники, исследовательские лаборатории, лоббисты, которые помогают бизнесу расти, и так далее. И все эти люди не просто «есть», а с их помощью бизнес живёт. Все они, как и IT, занимаются обслуживанием бизнес-модели.
Сейчас какой-нибудь инженер скажет, что если он завалит базу данных, то весь бизнес остановится. Так он оправдает свою важность. Чтобы на это ответить, надо включить воображение. Представьте себе, что юристы ошиблись с контрактом, из-за чего компания потеряла ключевые активы и обанкротилась. Насколько в этом случае будет важна работающая база данных? Это риторический вопрос, потому что очевидно, что бизнес заводит себе отделы всяких «гуманитариев» не просто так. Это критически важно для выживания.
Есть «чистые» IT-компании
Даже если вам кажется, что какая-то компания стала такой глобальной благодаря именно IT, то вспомните пару историй.
Например, история с Uber. Если у айтишников этой компании спросили бы, как они захватывают мировой рынок, они бы рассказали о крутом коде, архитектуре и тому подобном. При этом приложений типа Uber было создано тысячи, но только у немногих получилось добиться того, что сделала компания.
Как же они захватывали рынки, если не благодаря своему невероятно крутому приложению? По факту выяснилось, что они заходили на рынки через подкуп и «работу» с профсоюзами. Значит ли это, что IT-отдел был бесполезный? Нет, разработчики Uber классно сделали свою работу, как и лоббисты, управленцы, продажники и маркетологи. Это была общая победа.
Вам нравится сервис Airbnb? Мне тоже, потому что сделано классно. Интересен факт того, как эти ребята выросли. Вы можете сказать, что благодаря крутому и удобному интерфейсу, и я соглашусь, но это только небольшая часть, которая привела их к успеху.
Изначально они выросли, потому что ограбили платформу Craigslists. На базе объявлений с этой платформы с помощью ботов и спама они перетянули значительную часть аудитории к себе. Я думаю, что мы бы никогда не узнали про Airbnb, если у бы у Craigslists была хорошая защита от спамеров, чтобы наполнить свою базу объявлениями. Из-за этого они набрали свою базу.
Посмотрите, с каким восторгом описывается подход к грабежу:
It’s unclear exactly when Airbnb implemented what’s become their most famous growth hack, but there is evidence of the Craigslist platform hack as early as 2010.
Over the next weekend, Gooden built a site that used Craigslist email harvesting technology and mass mailing technology to target Craigslist users with vacation rentals. The result was over 1,000 vacation rental owners who signed up to list their properties on Gooden’s test site.
Though this hack isn’t as clever as the Craigslist platform integration discussed above — and it and it definitely constitutes spam — it certainly helped Airbnb to grow their listings quickly and at almost no cost.growthhackers.com
Таким образом, Airbnb вырос не из-за гениального IT-решения, а из-за задумки владельцев, как вырасти.
Вы можете взять любую компанию, которую считаете «чисто айтишной», и попытаться понять, в чём реально состоит их бизнес-модель и где по-настоящему место IT в этой модели. Результат хорошо отрезвляет и расставляет всё по своим местам.
Рост бизнеса зависит от многих факторов
Рост бизнеса может быть не связан с тем, что и как делают IT-подразделения. Компания может расти, потому что в мире увеличивается количество бесплатных денег, которые доходят до обычных людей, которые в свою очередь тратят эти деньги на ваш продукт. При этом IT могут делать достаточно хороший и надёжный продукт, но коренная причина стабильного роста компании не в этом. Я настаиваю на том, что не надо подменять причину и следствие и ставить IT во главе угла.
Давайте для примера посмотрим новости о сокращениях в крупных компаниях. Этих сокращений много (подробная статистика на layoffs.fyi), но мы возьмём только Facebook:
- Увольнение 11000 сотрудников в ноябре 2022 года
- Увольнение 10000 сотрудников в марте 2023 года
Компания сокращает сотрудников, чтобы сохранить прибыльность и не потерять капитализацию. А почему бизнес Facebook сокращается? Если придерживаться логики IT-центричного мировоззрения, то логично предположить: если главная причина роста — это IT, то и главная причина уменьшения прибыли тоже IT. Но по факту IT в Facebook не поменялось так сильно, что им пришлось уволить аж четверть сотрудников. Зато мировая экономика сокращается, и бесплатных денег больше нет, что и тянет за собой уменьшение компании.
От IT ничего не зависит?
Вы можете сказать, что тогда получается, что вообще без разницы, как инженеры пишут код и проектируют архитектуру. И это будет неверно, как и утверждение, что от IT всё зависит.
Если бы программисты в Facebook начали писать некачественное ПО, то компания пошла бы ко дну ещё быстрее. Конечно же, от IT зависит устойчивость бизнеса, но не от него одного.
Где же место IT в бизнесе?
Если смотреть на вещи без прикрас, то можно утверждать, что IT обслуживает бизнес-модель. Отсюда следует, например, что IT-архитектура — это не развлечение для гиков, а следствие из бизнес-модели. Тот, кто этого не понимает, наносит урон компании, в которой работает.
Айтишник, знай своё место! И оно наравне с другими подразделениями, благодаря которым бизнес крутится.