Найти тему
Обитель писательницы

Когда и как заканчивать главу

Многие авторы сталкиваются с тем, что не знают, когда и как лучше закончить главу: получается либо слишком затянуто, либо коротко и скучно. В этой статье разберём несколько маркеров, которые помогут понять, когда пора переходить к следующей главе.

Глава представляет собой смысловой отрывок истории, состоящий из нескольких завершённых эпизодов. Не существует формулы идеальной длины главы, но важно понимать, что деление на главы существует для того, чтобы не перегружать читателей информацией. Отсюда выводим первое правило:

Если вам кажется, что глава получается уже слишком длинной, её, вероятнее всего, стоит закончить.

Когда нужно закончить главу

Теперь перейдём к так называемым маркерам, которые помогут понять, когда стоит перейти к следующей главе.

  • Смена локации
  • Смена фокального персонажа

По поводу смены локации, думаю, всё понятно. Начало дневниковых записей, воспоминания, перенос действия в новое место — для всего этого отлично подойдёт начало главы.

Смена фокального персонажа. Для начала напомню, что фокальный персонаж — это тот, чьими глазами читатель видит всё происходящее, чьи мысли и мнения прописывает автор. Частая смена фокальных персонажей мешает восприятию текста, поэтому обычно писатели придерживаются правила «Одна глава — один фокал».

Иногда обе смены случаются одновременно, и очень хорошо это показано в «Коде да Винчи» Дэна Брауна. Автор чередует главы, как будто сцены фильма: с каждой главой читатель переносится в другое место и видит происходящее глазами другого персонажа. Деление на главы с помощью чередования фокальных героев оказывается вполне удачным.

-2

Как закончить главу

1. Клиффхэнгер. Если вы хотите, грубо говоря, оборвать читателя на самом интересном месте, то клиффхэнгер будет отличным вариантом. Остановите главу на моменте кульминации или неожиданном повороте сюжета.

Дословно с английского «cliffhanger» переводится как «повисший на скале/над обрывом». Это слово обозначает писательский прием, при котором автор обрывает произведение на самом интересном месте — на неожиданном повороте сюжета или даже во время кульминации.

2. Естественная пауза. Одна глава, как правило, содержит в себе какую-либо основную мысль. Спросите себя: прозвучала ли эта мысль в главе? Если да, то можно спокойно заканчивать, ведь читатель получил ответ на вопрос, который, вероятно, задал себе во время чтения. Вы поставили смысловую точку и перешли к новому эпизоду/локации/фокальному персонажу.

Лучше всего будет восприниматься чередование клиффхэнгера и естественных пауз: текст не перегружается интригами, и интерес читателя поддерживается.

И напоследок хочется дать главный совет. Доверяйте своему писательскому чутью: никто лучше автора не знает, когда пора переходить к следующей главе.

Активно приглашаю всех к обсуждению в комментариях!