Анатомия рабочих органов музыканта. Созерцание звуков природы, техносфера и музыкальная композиция.
О природе слуха человека.
Оговорюсь с самого начала, рабочие анатомические органы музыканта находятся в его головном мозге и являются частью центральной нервной системы человека, которая по природным биологическим функциям, сформировалась в процессе эволюции биологических видов для совершенно иных целей естественного порядка физического мира. Характеристики физического мира естественного порядка - это, гравитация, свет, как физическое явление, физическая среда обладающая плотностью (в частности механические колебания, которые возможны в условиях физической реальности, только в физических средах обладающих плотностью - газообразные вещества, жидкие вещества, твердые вещества). Биологический вид, эволюционирующий в условиях другой физической реальности, которая не включает эти составляющие - гравитация, свет и физическая среда, не будет обладать сходными функциями мозга.
В статье я делаю это введение, чтобы читатель понимал механизмы слуха и возможности человека как биологического существа в части музыкального творчества. Они обусловлены биологической природой. Я не делаю медицинский анализ, а лишь знакомлю читателя с функционированием слуха во всей его биологической полноте. За подробной медицинской информацией по работе мозга, необходимо обратиться к исследованиям проводимым нейробиологами, нейрофизиологами потому, что проблема работы слухового анализатора гораздо шире чем принято о ней говорить всуе.
Об анатомии слухового и вестибулярного анализаторов, с научной точки зрения.
Функциональная система интерпретации сигналов организмом человека поступающим из окружающего мира, не ограничивается слуховым анализатором, так как слух в принципе, связан с функционированием ЦНС в части поддержания моторной активности, а не только с получением и обработкой сенсорной информации.
Цель этого введения - сформировать представление о том, как устроен слух человека, его биологические механизмы и то, какие предпосылки к творчеству были во времена появления музыкального искусства в принципе. Так, как первыми музыкальными опытами человека были попытки подражания звуками природы, которую человек мог воспринимать посредством биологических функций человеческого организма.
Мозг человека, обеспечивает ему удержание баланса тела посредством работы вестибулярного анализатора центральной нервной системы. Проводящий путь, вестибулярного анализатора включает несколько отделов мозга входящих в центральную нервную систему человека, нервные волокна по которым информация передается в спинно-мозговой отдел, в зрительную систему, в крестцовую область поясницы и т.д. (ЦНС).
Состав вестибулярно анализатора:
1. Периферический отдел: ухо и слуховой отдел головы. представлен тремя взаимно перпендикулярными полукружными каналами и двумя перепончатыми мешочками во внутреннем ухе.
2. Проводниковый отдел: вестибулярная ветвь слухового (преддверно-улиткового) нерва; продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, таламус.
3. Центральный отдел: теменная и височная доли коры больших полушарий.
Упрощенная и примерная схема проводящего пути сенсомоторной информации в виде схемы ее движения в процессе передачи нервными импульсами проходящими по нейронным связям в ЦНС:
Звук - слуховой анализатор- вестибулярные ядра - кортиев узел - продолговатый мозг - средний мозг в стволе мозга - таламус - мозжечок.
Фактически, слуховой анализатор, является одной из важнейших функциональных систем организма человека. Его функционирование обеспечивается с помощью волокон слухового нерва, который является частью ЦНС и вестибулярного анализатора.
Вестибулярный анализатор человека, сформированный в процессе эволюции у представителей биологического вида, "человек разумный разумный" и предназначен природой, для поддержания баланса тела в условиях гравитации. На рисунке, представлена анатомическая схема части проводящего пути вестибулярного анализатора.
Восприятие звуковой информации происходит посредством задействования в ЦНС проводящих путей вестибулярного анализатора. То есть, восприятие звуковой информации напрямую связано с деятельностью той части центральной нервной системы, которая функционально обеспечивает
сенсомоторные впечатления и формируются частью ЦНС, включающей спинной и некоторые отделы головного мозга...В частности таламус и его отделы... То есть, функция вестибулярного анализатора, может на прямую быть связана с возможностями слухового анализатора человека, и его музыкального слуха в частности.
Благодаря слуховому анализатору, различные звуковые раздражители, воспринимаемые в нашем мозге в виде звуковых ощущений и комплексов ощущений - восприятий. Это называют первой сигнальной системой, которая является базисом для формирования второй сигнальной системы включающей анализ мозгом человека символьной информации. То есть первая сигнальная система фиксируют внешние раздражители, а вторая сигнальная система интерпретирует их в виде расшифровки символов. Работа второй сигнальной системы называют вышей нервной деятельностью человека, которая в не медицинской терминологии носит названия мышление.
В качестве заключения этой части статьи, следует отметить, что современные электронные системы воспроизведения стереофонического объемного звука, в частности системы "Dolby Stereo Matrix" воспроизводящие звуки, в том числе звуки музыки в сферическом объеме, могут влиять на вегетативный анализатор человека, сбивая работу импульсов нейронов в мозге, так как виртуальная звуковая среда создается с помощью нескольких дивергентно направленных стереографических проекций. Ее полюсами являются динамики, которые проецируют звучание на условный виртуальный экватор объемного звука.
Если, представить пример сфероидной проекции приведенный на иллюстрации выше, то слушатель стереозвука, находится приблизительно, в центре радиуса сферы. Соотвественно, полюса-динамики дают проекцию в мозг слушателя, влияя на первую сигнальную систему, то есть на вестибулярный анализатор человека, создавая искусственную среду сенсорной информации, которая отличается от естественной, природной среды. Человек находится внутри виртуальной техносферы, которая подает ложные, фантомные сигналы в мозг, через слуховой анализатор. Поэтому, стерефонический звук, кажестся слушающему человеку, обволакивающим. Это фантомные сенсорные сигналы возникающие в слуховом анализаторе, в следствие стереофонической проекции. Мозг, получает ложные сигналы и вестибулярный анализатор на них реагирует, например, головокружением, аффектацией от слушания музыки в виде изменения эмоционального фона, так как мозг, получил ложные сенсорные сигналы, через слуховой анализатор. У некоторых людей, с затрудненным чувством равновесия и удерживания баланса может возникнуть чувство тошноты так как вестибулярный анализатор связан в ЦНС с желудком. То есть те люди, кто испытывает головокружение во время обычной езды, не должны слушать во время передвижения на автотранспортном средстве стереоонический звук. Так, как он может обманывать их мозг фантомной сенсомоторной информацией.
Резюме по стереофоническому виртуальному звуку одно - при управлении автотранспортным средством водителям любого транспорта противопоказано слушать стереофонический звук любого характера, как в наушниках с высоким коэффициентом шумоподавления так и через динамики. Водители транспортных средств таких как велосипед или электросамокат, в качестве моторных действий совершают движения по удержанию равновесия или баланса, слушание стереофонической музыки, может этому препятствовать, посылая ложные сигналы в мозг слушателя-водителя. Это лишь означает, что нет необходимости приобретать наушники с высоким шумоподавлением при их использовании во время движения транспортного средства. Водителям автомобилей, очевидно противопоказано тоже самое, а также применение стратегических систем объемного звучания в салонах автомобилей во время вождения автотранспорта, так как их мозг может получать фантомную сенсомоторную информацию в виде сигналов глазам, позвоночному столбу, крестцовой области таза, и конечностям. Стереозвучание не создающее сферические проекции, не является угрозой, так как слуховой анализатор в состоянии сортировать акустические звуки по приоритету, если нет фантомных сигналов сенсорного характера с помощью естественных природных биологических механизмов свойственных хордовым теплокровным.
Пещерный человек слушающий и сочиняющий музыку. Мысленный эксперимент.
Итак, можно утверждать, что человек реагирует на звуки воспринимаемые от внешней среды, двояко с помощью первой сигнальной системы, которая задействует вестибулярный анализатор. Как?
Проведем мысленный эксперимент. Представим, что человек, который никогда в своей жизни, не видел и не слышал, ключ бьющий из земли и образующий ручей воды гуляет по лесу.
Человек гуляет по леску, и его слуховой анализатор, воспринимает звук ручья, который он слышит впервые, своим слуховым анализатором. Вестибулярный анализатор ЦНС, по проводящим путям включает доступ к зрительной системе человека и из таламуса мозга, передается сигнал поворота, головы, крепящейся к позвоночному столбу, из корневой системы мозга, в таламус к глазным яблокам по главным нервам передается команда-сигнал посмотреть на источник звука.
Голова человека и его глазные яблоки и соответственно, взгляд человека направляются в сторону журчащего ручья.
Далее, мозг интерпретирует, с помощью второй сигнальной системы, интерпретирует информацию полученную первой сигнальной системой, создавая символьную связь - образ ручья, звук ручья - ручей.
И так, в последующей жизни, этот человек, впервые увидевший и услышавший ручей, будет четко его ассоциировать в своей памяти со звуком бегущей и журчащей воды. На этом, естественные, природные модели поведения заканчиваются.
Если нашему персонажу очень понравился звук, который издает вода текущая в ручье и он решает его имитировать, повторить, это означает, что он намеревается создать музыкальный символьный образ, того образа реальности, который зафиксирован его памятью.
Это подражание звукам природы, которое можно называть уже созидательной, творческой деятельностью называющейся в современном мире сочинением музыки.
Так, как есть однозначно понимание в комплексе знаний накопленных человеческой цивилизацией, о том, что искусственное составление упорядоченных звуков различных музыкальных тонов, является композицией. То создавая звуковое подражание звукам, издаваемым бегущей в ручье водой, наш персонаж создает свое первое музыкальное произведение.
В примере с журчащим ручьем, можно заменить объект внимание и издавания звуков, поющим соловьём. Так как, наш человек, совершенно дик и бредет по лесу без рояля (рояль еще не изобрели), единственным инструментом, позволяющим имитировать звуки, у нашего персонажа является его голос и. И с помощью голоса человек, может подражать пению соловья. Чтобы подражать звуку ручья, нашему герою не достает барабанных палочек или какого-то инструмента, который их заменит, например ветки или ладони рук человека. Это уже история о мотыге и развитом отставленном большом пальце рук. То есть нашему персонажу нужно придумать и создать музыкальный инструмент.
И так, пению птиц человек может подражать с помощью своего голоса, я не стану уже приводить медицинский атлас, кому интересно о том, как работает голосовой аппарат человека, можно его изучить самостоятельно.
И, звуки журчания и шелеста бегущей воды, можно имитировать с помощью дополнительных средств выразительности, то есть то, что стали называть в последствие - музыкальными инструментами.
С помощью каких природных объектов можно имитировать и сыграть музыку ручья? Нужны либо деревянные ветки и какая-то твердая и звонкая поверхность, или например, найти местечко в лесу, по которому бродит наш герой, с мелкими камнями и песком и ладонями, производить некое шуршание проводя ими по песку и гальке.
В качестве аналога музыкального инструмента производящего шуршание можно привести современный музыкальный инструмент, ударный - маракасы. Звук шуршания можно воспроизводить с помощью маракасов. Я думаю, многие слышали звук маракасов и он немного напоминает шуршание воды о гальку. Маракасы представляют собой по сути полые сфероиды из древесного материала, внутри которых, насыпан или песок, или сухая крупа какого-то злака. При встряхивании, они производят звук шуршания.
В зависимости от формы сфероида и заполняющего его материала, звук маракасов будет различаться по акустическому тону и его силе.
И так, наш герой, смог спеть соловьем и прошуршать ручьем. И того, мы получаем - певца поющего и музыканта играющего музыку. Это стало возможным лишь благодаря тому, что природа в ходе эволюции, таким образом сформировала слуховой анализатор и подключила его в нервной системе человека управлять положением равновесия его тела, что он даже смог самостоятельно создавать музыку.
Композиция для вокала и ударных инструментов.
Музыкальное созидание, попытки подражания звуками природы, это одни из первых проявлений разумной деятельности человека, свойственной исключительно человеку.
Хотя, известны факты, имитации звуков представителями животного мира, но основное отличие музыкального творчества людей, в том, что оно не является полным подражанием.
Например, некоторые виды птиц полностью копируют наборы звуков в виде слов или фраз. Но, это не является созидательной деятельности. Птицы не воспроизводят новое. Птичье пение, это природная способность, а копирование звуков, это лишь механизм приспособления вида.
Человек создает музыку, не из-за природных инстинктов, а в качестве созидательной деятельности.
Человек не может воспроизводить например, шум ручья полностью его повторяя,, он может создавать образ, который в его сознании сформирован звуками слышимый возле ручья с бегущей по руслу воды, интерпретировать его в своем сознании и воспроизвести свою интерпретацию в виде музыки.
Пение и использования ударных инструментов, является первично, неким способом копирования, но так как человек обладает мышлением, он не копирует, а интерпретирует, преобразует информацию о звуках природы.
Постепенно, с его развитием человечества как мылящего биологического вида, обычное копирование звуков преобразовалось в созидание новых звуков. И в части певческого творчества и в части игры на ударных музыкальных инструментах. Развитие мышления человека, позволило ему создавать музыку, которая отличается от тех звуков окружающей природы, которые он слышит, но подражает им стилизуя музыку под звучание природы.
В какой-то период развития человечества, люди научили создавать свою музыку придуманную ими, а не только повторять ту музыку, которая существует в природе.
Подводя итог введения, я делаю два музыкальных резюме.
1. Изучение композиции следует начинать с простейших, с точки зрения природы человека, музыкальных средств выразительности.
2. Простейшими музыкальными средствами выразительности, возникшими на заре появления первобытного человека, как результата эволюционных изменений в биологических видах земного происхождения, являются - голос поющего человека и простейшие по способу применения музыкальные инструменты - ударные музыкальные инструменты, которые могут воспроизводить смешанные звуки - шумы и акустические тоны.
Любая музыкальная деятельность человека, это искусственно производимая деятельность, которую в медицине называют высшей нервной деятельностью -мышление. Так как это символьное мышление - оно очевидно имеет искусственную природу, оно не свойственно человеку от рождения.
Композиция, включает в себя, создание и воспроизведение символьно-образной информации в записи или воспроизведении упорядоченной в неком смысле, системы музыкальных звуков организованных по выбранному композитором закону..
Так как, слуховой анализатор человека, непосредственно связан с работой вестибулярного анализатора, то очевидно, что тренировка и упражнения на координацию и удержание равновесия, могут способствовать развитию слуха человека и в частности - музыкального слуха. Это может быть не прямой зависимостью, а опосредованной, из-а сложностей функционирования ЦНС человека, но связь между удержанием равновесия тела и слухом людей - очевидна.
Так. как мой блог, в основном посвящен процессу изучения музыкальной композиции, я добавлю в финале статьи некоторые пояснения. По методологии изучения композиции.
Хоровая композиция и композиция для тональных ударных инструментов, как базис обучения музыкальной композиции.
Итак, первобытный опыт человечества в части пения и использования ударных инструментов, ясно показывает, что изучение композиции, необходимо начинать именно с ознакомления с певческими традициями и с традициями игры на различных ударных инструментах. К сожалению изучение только барабанов, не может дать всей полноты знаний. Нужно опробовать композиционные приемы на различных ударных инструментах и прежде всего тональных. Таких ударных инструментов множество. Конечно не обязательно все проводить, но доля разнообразия будет только на пользу.
Сольное певческое творчество, к сожалению, в части пения и фиксирования музыки, не достаточно развито. Есть даже современный жанр авторской песни, он в целом не значительно удалился от первобытного. То есть автор песен, напевает мелодию, если умеет, то наигрывает аккорды, чаще всего на гитаре. Композиция, требует владения и знания нотной нотацией. Ее нужно изучать, нужно изучать как звучат различные инструменты, как фиксировать их звучание в символьной записи. Поэтому, называть композицией напевание мелодий наверно чрезмерно опрометчиво.
Изучать нотную запись вокальных партий и ударных инструментов, еще необходимо и потому, что они имеют ограничения в части диапазона звучаний. Ударные инструменты, стоят особо по тональным диапазонам. Диапазон тонов у ударных инструментов самый скудный. Поэтому, лучше эту проблему изучать по каждому инструменту отдельно. Это же касается и вокала. Каждый голос, имеет природные ограничения. И часть акустических звуков человеческие голоса у разных людей не могут воспроизводить.
Так, же, следует отметить, что в певческой традиции, основные знания в части музыкальной композиции сосредоточены не в сольном певческом творчестве, а в хоровом. Это самая древняя музыкальная культура, с довольно разнообразными музыкальными традициями и с очень изощренной системой символьного обозначения музыки на письме. По мимо этого, есть еще один момент, связанный с традиционностью хорового пения. Часть музыкальных композиций, как народных так и искусственно созданных сочинителями музыки, обладает некой уникальностью в части записи ритмических конструктов. Часть хоровой музыки, особенно духовной хоровой музыки не имеет тактовой размерности, вообще.
Это можно узнать , только при знакомстве с непосредственно нотными текстами, используемыми в практике духовных песнопений.
Различают ритмическую и монотонную стилистику духовных хоралов, они называются мензуральная и григорианская стилистика. Григорианские хоралы, не включают ритмических конструкций, ритм в них регулируется процессом богослужения в храмах и тем темпом речитатива, который задает богослужитель. Для этого используется специализированная терминология, суть которой определяется метрическим размеров богословских стихов и речитативов. То есть метр такого типа песнопений, в григорианском стиле, протяжном, он определяется на месте исполнения хорала. Это интересная практика, может быть я об этом запишу какую-то статью, но очевидно, что хоровое письмо имеет серьезную историческую важность при изучении композиции для вокалистов. Там есть различные стилистики не только непосредственно в нотной записи, но и в технике композиции...
Чаще всего в Российском христианстве, это антифоны, которые записываются вне ритмической разбивки на группы, в виде половинных или целых длительностей нот. Есть некая фразировка определяемая метром богословского стиха, на который создан антифон. Это поучительный опыт, который может быть полезен тем, кто планирует заниматься вокальной композицией.
По случайно оказавшейся у меня партитуре Пасхального , антифона записанного в традициях вологодского каф. собора, я сделала композицию без слов, в виде аранжировки для вокального баса и органа. Изначально это был нотный текст в виде переложения исходного хорового нотного текста без тактового размера созданного, по духовной музыке. Такая техника музыкальной композиции носит название органум. Органум формируется в музыкальные гармонии, когда ведущий мелодию верхний голос, образует консонансы октаву, кварту и квинту. Такая музыка записывалась в неметрической хоровой нотации. До возникновения и введения в обиход пятилинейной нотной нотации. Фиксирование нот в средние века, в разных источниках датируемых до 10 века н.э. запись песнопений производили с помощью так называемых "neuwm" ("нем") - то есть с помощью условных графических символов, например волнистых линий разных графических начертаний или начертанием квадратных нот.
В более поздние периоды, к неметрической нотной записи стали добавлять указатели длительностей нот, а метр обозначался фразировкой музыкальной фразы. Еще позднее стали добавлять в нотные записи ключи, но они носили скорее функцию указателя названия акустических тонов, нежели указатель регистра, как в современной нотации.
Пятилинейную запись первоначально, называли "посох", который ведет мелодию из символьных обозначений звуков. То есть, я совершенно не напрасно отмечаю, что известная нотная запись музыки - это продукт развития цивилизации, искусственный язык сформированный длившейся, на протяжении более полутора тысячелетней практики "немого" фиксирования музыки, на письме. Нотная письменность развивалась совместно с развитием музыки и это прежде всего, была хоровая духовная музыка.
В хоровой духовной музыке обширная практика хорового речитатива, и существуют некоторые приему метрической фразировки. Тем более, в певческой композиции, метрический размер фразировок, цезуры, являются ключевыми моментами композиции основной мелодии. Возвращаясь к ударным инструментам, как тоже наиболее древним по происхождению, можно сказать, что сочетание этих древних музыкальных традиций может многому научить начинающего композитора. И , конечно тут нет речи о сложных музыкальных произведениях. Начинать следует с каким-то более простых форм композиции. Но, одно точно можно отметить в заключении статьи, что использование нескольких музыкальных инструментов позволяет освоить реальные приёмы композиции, в то время как сочинительство мелодий, никаким навыкам в композиции научить не сможет. Это может быть каким-то способом проведения досуга, но мастерству композиции сочиняя исключительно одноголосые или двухголосые мелодии, обучиться невозможно.