Главный миф, связанный с семейным обучением - вопрос социализации детей. Люди считают, что школа – это единственный способ социализировать ребёнка. Зачастую люди говорят о школе не как о заведении, где получают знания, а как о месте, где дети общаются. И дети воспринимают школу точно также. Мы сами не заметили, как произошла эта подмена понятий и к чему она в итоге привела…
Когда ребёнок ещё мал, он нуждается в большей степени в родителях, чем в сверстниках. И первые навыки общения ребёнок получает именно в семье. Стереотипы поведения родителей, бабушек, дедушек и всей семьи отражаются на детях.
В одном из детских садов был проведен эксперимент, в ходе которого наглядно продемонстрировали, что маленькие дети полностью копируют поведение других людей.
Детей разбили на две группы. Одной группе по телевизору показали комнату, в центре которой стоял большой надувной клоун. В комнату вошел молодой человек и стал всячески проявлять заботу о клоуне: он вытирал ему лицо своим платком, гладил по голове и т.д. Когда детей по одному стали запускать в эту же комнату, все они проявляли заботу о клоуне. Каждый по-своему. Второй группе детей показали другую картинку: молодой человек ругал клоуна, бил его и всячески демонстрировал своё недовольство. Войдя в комнату, дети поступали точно также. Этот эксперимент наглядно доказывает, что дети до определенного этапа копируют друг друга. И этот этап заканчивается далеко не в детском саду…
Маленькому ребенку достаточно общения со сверстниками на площадках и в студиях развития. Общение в семье, с родными, двоюродными братьями и сёстрами, друзьями семьи играет на этом этапе гораздо более важную роль. В семье можно влиять на этот процесс, когда же ребёнок попадает в коллектив сверстников, уже сложнее определить «откуда ноги растут». Но всё же, пока ребёнок много времени проводить в семье, легче отслеживать первые сложности и мягко корректировать поведение ребёнка, помогая ему социализироваться.
В школьный период социализация начинает переплетаться с учебным процессом. Маленькие дети любят познавать. Понаблюдайте за детьми. Они изучают, экспериментируют, они открыты всему новому! Но только до тех пор, пока не пошли в школу…. В большинстве случаев, дети ещё в начальной школе теряют интерес к учёбе. Какая метаморфоза происходит с ними там? Почему их поведение меняется? Почему так часто мы слышим от них: «другие не делают – почему я должен?, «у всех есть телефоны, а у меня нет», «все играют в игры на телефонах, а я нет»…?
Это и есть первые ласточки ранней социализации, это признак того, что ребёнок не был готов к тому, чтобы встретиться с жесткими условиями в школе. В процессе социализации дети должны учиться правильно взаимодействовать с людьми. Но многие считают, что социализация – это выработка навыка выживания в большом коллективе. Именно выживания! А наши дети подобны молодым росткам. Не все ростки могут выдержать натиск стихии. Заботливый садовник всегда помогает ему, создавая необходимые условия для роста. Особенно в период раннего и активного роста. Но не в каждой школе найдётся такой заботливый садовник.
Вы только посмотрите, как незаметно школа стала ассоциироваться у нас с общением, а не с учебой. А для чего она создавалась?
Многие родители, видя все сложности современной школы, боятся брать на себя ответственность за обучение детей не потому, что не могут дать им знания дома, а потому, что не могут, как им кажется, обеспечить им школьную социализацию.
Да, школьную социализацию мы организовать нашим детям не можем, в этом нет никаких сомнений! Просто социализация при семейном обучении выглядит иначе и происходит гораздо мягче.
Общение с родителями, родственниками, братьями и сёстрами, друзьями семьи – это тоже социализация. И ещё какая! Насколько важно научить ребёнка ладить с членами семьи, распределять ответственность и обязанности по дому, правильно выстраивать отношения с друзьями, родственниками. По сути в этот момент закладывается основа воспитания ребёнка, нравственные нормы и стереотипы поведения.
Общение со сверстниками происходит на кружках и секциях. Более того, можно найти единомышленников в интернете. Очень много семей переводят детей на семейную форму обучения. И в каждом городе, в каждом районе есть такие дети. Такая дружба основывается прежде всего на общих интересах. Дети гораздо охотнее идут на контакт со сверстниками и увереннее чувствуют себя при общении.
Совместное чтение глубоких книг – это тоже необходимый навык для здоровой социализации. И пусть на этом этапе дети познают добро и зло, учатся отделять хорошее от плохого только в теории. Но зато и ситуаций можно рассмотреть гораздо больше. Ребёнок учится видеть причинно-следственные связи.
Зачастую при семейном обучении братья и сёстры обучаются рядом. И это даёт свой положительный эффект – младшие развиваются намного быстрее, а старшие учатся ответственности и терпению.
Очень показателен опыт Марвы Коллинз, которая открыла свою школу в Америке для разновозрастных детей в 80-е годы прошлого столетия. Для тех детей, от которых отказалась официальная школа в силу их неспособности учиться, скверного характера и плохого поведения. Марва посадила их в одну комнату в своём доме и стала обучать. Она работала на понимание, она отдавала своё душевное внимание этим детям. Через некоторое время дети стали помогали друг другу в учёбе. И каждый из них со временем показал превосходные результаты - все дети смогли поступить в престижные колледжи и университеты, все они нашли себя в жизни! А ведь, напомню, в её домашнюю школу пришли самые отъявленные хулиганы и дети, которые замкнулись в себе в обычной школе. В первый год в домашней школе Марвы было всего пятеро детей. Но прошло несколько лет и благодарные родители построили для неё отдельную школу, где внедрялась её методика преподавания.
Главный секрет Марвы заключался в том, что она организовала индивидуальный подход к каждому ребёнку. При этом каждый из них со временем начал чувствовать уверенность в своих собственных силах, дети были увлечены именно процессом обучения. Такой подход легче всего обеспечить именно на семейном обучении. Прочные знания, выработанные навыки, опыт самостоятельности и ответственности меняют всю картину мира для детей. И общение со сверстниками уходит для них на второй план.
Как-то раз в период летних каникул мы с детьми остались на всё лето одни на даче. У детей не было возможности выезжать куда-то, общаться со сверстниками. Я наблюдала за тем, как дети проводили время. Они были заняты каждый день. Они сами находили себе занятия. Дети понемногу учились, играли, наблюдали за природой, постоянно творили, помогали нам по хозяйству и ни разу даже не заикнулись, что им скучно. Даже наоборот, глаза их всегда горели каким-то делом, смыслом!
Социализация детей на семейном обучении требует определенной работы со стороны родителей, несомненно! И именно в этом главная загвоздка! Да, я не стану скрывать, что первые годы на семейном обучении родители должны участвовать в жизни ребёнка намного больше, чем родители, отдавшие детей в школу.
Но с течением времени ситуация меняется с точностью, да наоборот. При школьной социализации дети довольно быстро остывают к учебе, «зависают» в телефонах, часто не могут определиться с будущей профессией, даже понимать друг друга родители и дети в какой-то момент перестают.
Если семейное обучение организовано правильно, то ребёнок с каждым годом становится всё более самостоятельным, уже к классу седьмому-восьмому он способен к нащупать своё призвание. Он точно знает, что ему нравится. Нравится не потому, что какой-то предмет он понимает лучше, чем другие. Не потому, что что-то даётся ему легче. Нет, он начинает понимать какое дело доставляет ему наивысшую радость, на какой вид деятельности откликается душа. Отношения в семье доверительные. И ребёнок к этому возрасту уже готов к социуму.
Практика показала, что такие дети гораздо легче находят общий язык со сверстниками, вливаются в новые коллективы и гораздо лучше работают в команде. Многие учителя и взрослые неоднократно замечали, что дети, которые обучаются дома (при правильной организации обучения в семье!!!), более открытые и уверенные в себе. Даже общение со сверстниками приобретает иной оттенок, потому что «семейники» не боятся одиночества, они знают цену времени и всегда знают, чем занять его. Общение с друзьями в таком случае не ставит перед собой целью избежать скуки. Кроме того, дети, которые обучаются дома, имеют естественный иммунитет к отрицательным воздействиям. Не потому что есть какие-то ограничения со стороны семьи, а потому что к этому времени они воспринимают окружающий мир более осознанно, чем их сверстники.
Это и есть цель любой здоровой социализации.
Лола Плехова