Найти тему
Тульская служба новостей

"Практически все осужденные - актеры": конвоиры рассказали о работе со спецконтингентом

В Тульской области 25 лет существует специальное подразделение уголовно-исполнительной системы – отдел по конвоированию, которое каждый день перевозит спецконтингент в места постоянной дислокации. А 20 января сотрудники службы конвоирования ФСИН России отметят свой профессиональный праздник. В преддверии даты Тульская служба новостей побывала на этапировании осужденных и пообщалась с сотрудниками конвоя.

Опасность на каждом шагу

Очевидно, что быть конвоиром, имея ежедневно дело с осужденными, крайне опасно.

Мы этапируем большое количество людей, независимо от того, какой они категории. Бывает, что вместе с личным составом в машине находятся 35 осужденных, это большая ответственность.
Геннадий Березкин Начальник отдела по конвоированию УФСИН России по Тульской области, полковник внутренней службы

Сотрудники, отмечает Березкин, подготовлены к любым ситуациям, в том числе к нападению, вплоть до применения огнестрельного оружия. В Тульской области за 25 лет существования отдела побегов из-под конвоя, к счастью, не было.

"В некоторых регионах бывали такие случаи, когда осужденные совершали попытки побега, и в отношении них применялось огнестрельное оружие, в том числе на поражение", — рассказывает Березкин.

По словам заместителя начальника отдела по конвоированию регионального Управления ФСИН Олега Важинского, конвоиры должны придерживаться строгих правил и следить за спецконтингентом. Те не могут переговариваться, вставать с места или пересаживаться. "Нештатные ситуации" случаются.

"Могут начать раскачивать транспортное средство, но все эти попытки бесполезны. Спецавтомобиль оборудован так, что перевернуть его невозможно. Наша задача — не допускать конфликтов и доставлять осужденных", — рассказывает Важинский.

В чем особенность службы конвоирования

При конвоировании главное, рассказывают сотрудники, это дисциплина.

"Не допустить побега и нарушения закона – это главная инструкция, которая у нас есть, а также не допустить утраты или потери оружия, специальных средств", — говорит Олег Важинский.

Сотруднику конвойной службы запрещено разговаривать с осужденными на отвлеченные темы. Часто спецконтингент может пытаться вызвать жалость или просто поговорить.

"Мы понимаем, трудно промолчать, двигаясь в пути три, четыре или пять часов. Осужденные пытаются разговаривать. Если это просто беседа на отвлеченную тему, нашим часовым запрещено вступать в переговоры. Если это какие-то просьбы, требования и они законные, то спецконтингенту поясняется, что в такой-то момент мы прибудем и выполним просьбу", — рассказывает Важинский.

За 25 лет существования службы в Тульской области конвоиры перевезли более 370 тысяч осужденных. В далеких нулевых, вспоминают сотрудник, удалось предотвратить две попытки побегов на железнодорожных станциях.

"Осуждённый "на рывок" попытался уйти. Он оттолкнул часового и кинулся в сторону. Тогда кинолог с собакой правильно отработал и осужденного тут же задержали. Второй раз — на обменном пункте станции. Осуждённый попытался втиснуться между спецавтомобилем и вагоном. Попытка побега была предотвращена начальником караула, водителем и часовым", — рассказывает заместитель начальника отдела Олег Важинский.

Осужденные, говорит Важинский, могут притворятся, что им плохо, но и к такому сотрудники конвойной службы готовы.

"Практически все осужденные — актеры. Кто-то не хочет, кто-то говорит, что ему что-то нужно, могут пытаться вызвать жалость. Это понятные для нас ситуации, они пытаются добиться каких-то послаблений", — говорит Олег Важинский.

Об особенных осужденных

Спецконтингент – разный. От мелких воришек, до массовых убийц. К осужденным по особо тяжким статьям, либо склонным к побегам, очевидно, больше внимания.

"Естественно, в таких случаях назначаются люди, наиболее подготовленные для выполнения данных задач. Это самые опытные сотрудники, физически развитые, которые умеют хорошо стрелять, которые смогут противодействовать при неправомерном действии со стороны этого осужденного. Чаще такого осужденного конвоируют одного, отдельно от других категорий спецконтингента", — говорит начальник отдела по конвоированию УФСИН России по Тульской области Геннадий Березкин.

В независимости от категории спецконтингента, все осужденные этапируют на специальных транспортных средствах. Сегодня спецавтомобили стали более комфортными: в каждом есть кондиционер, зимой – обогрев, улучшена система вентиляции.

Кто может стать конвоиром

Чтобы стать сотрудником отдела по конвоированию, нужно, как минимум, иметь хорошую физическую форму и здоровую психику, чтобы предотвратить нападение или пресечь попытку побега.

"У нас дружный и сплоченный коллектив. На службе постоянно проходят занятия по тактической и специальной подготовке, стрельбе из табельного оружия. Конвоир сдает зачеты по физической и специальной подготовке. Сотрудники в любой сложной ситуации должны действовать правильно, уверенно, решительно и выполнять любую поставленную перед ними задачу", — объясняет Березкин.

Как и на любой работе здесь есть свои плюсы и минусы. Из последнего – ненормированный график работы. Этапирование осужденных происходит в любое время дня и ночи, при любой погоде.



Из плюсов, говорит Березкин, достойная зарплата, длительный отпуск до 40 дней и льготная выслуга. Сотрудник подразделения уголовно-исполнительной системы по конвоированию может уйти на пенсию уже в 35 лет.

У молодых людей есть возможность поступить в ведомственный вуз ФСИН России. После обучения нужно пять лет отслужить по контракту. Курсанты получают ежемесячную стипендию, сравнимую с минимальной зарплатой.

Бывают ли женщины в профессии

Женщине в подразделении также служат. Чаще всего они являются кинологами.