В прокат вышел новый байопик Шона Дуркина («Гнездо») о знаменитых в 80-х братьях-рестлерах фон Эрих. О том, как в фильме реальное и ирреальное наслаиваются друг на друга, а трагедия и комедия снова образуют отличное кино, разбирается наш автор Игорь Дорогов.
США, конец 70-х, рестлинг – то ли шоу, то ли спорт – очень популярен. У некогда знаменитого бойца, а сейчас промоутера Фрица фон Эриха (Холт Маккэллани), четверо сыновей, пошедших по его стопам. Старший Кевин (раскачавшийся Зак Эфрон) стремительно идет к успеху и метит на звание чемпиона мира. Но два других брата Керри и Дэвид, которых играют Джереми Аллен Уайт («Медведь») и Харрис Дикинсон («Треугольник печали»), получая мотивационные подстегивания от отца, наступают старшему на пятки. Младший брат Майк (Стэнли Саймонс) больше интересуется музыкой, но фанатичного отца такой расклад не очень устраивает.
Всем известно, что бои в рестлинге постановочные, но несмотря на это существуют парадоксальные чемпионские пояса. Кто их получает? Те, кого выберут большие боссы крупных промоутерских компаний. Важна харизма бойца, его рейтинги и народная любовь. В связи с этим для зрителя, помнящего эфиры рестлинга из 90-х, озвученные Николаем Фоменко, абсурдность отношений между Фрицем и сыновьями открывается мгновенно. Зрителю помладше авторы разжуют все в экспозиции.
Дело в том, что жесткий тренер-отец, например, винит Кевина в плохой подготовке, когда тому не дают определенный бой. Он беспрекословно подчиняется правилам игры и всей душой верит в происходящее, хотя прекрасно знает, что все понарошку. Семья фон Эрих существует на грани двух миров: настоящего, где есть спорт-бизнес, приносящий деньги на содержание семьи и дома; и ирреального, в котором внутренние правила мужских соревновательных отношений превыше всего, но их основа – гротескный искусственный фэйк. Фриц настолько одержим мечтой заполучить мировой пояс, что приведет детей к непоправимым последствиям.
Еще до показанных в фильме бед у семьи фон Эрих ходила молва о родовом проклятии их фамилии, которую отец взял как псевдоним в начале карьеры. После чего погиб в возрасте пяти лет их самый старший брат. Учитывая, сколько горя им предстояло пережить, поверить в мистическое совсем не сложно. Но режиссер-автор Шон Дуркин, всегда исследующий в своих картинах больные семейные отношения, не дает зрителю ни единого шанса поверить в проклятие. Он в голос кричит о том, что злодей в жизни семьи фон Эрих один, и это не злой рок. В фильме нет классической жестокости отца-изверга, нет токсичной маскулинности по отношению к жене (у Фрица и его супруги Дорис вполне теплые и уважительные отношения). Но психологическое давление безумного фанатика, не добившегося желаемого, разрушит абсолютно все.
Дуркин создает комедийную легкость в первом акте фильма при помощи забавного внешнего вида персонажей из другой эпохи и описания их странной жизни. А также мелодраматическую вязкость, в которой зрителю заманичиво раствориться, показывая крепкие братские отношения между героями и их обыденную жизнь молодых парней. Но во втором оглушительно бьет по голове канонами античной трагедии, не оставляя компромиссов, ведь показывает настоящую жизнь, которая больше похожа на кино.
«Стальная хватка» – это, конечно, спортивная драма, и рестлинга в ней много, но картина совсем не о нем. Если хотите увидеть больше этого одновременно прекрасного и безобразного шоу, посмотрите южнокорейский фильм «Грязный король». А фильм Шона Дуркина на примере одной реально существующей семьи рассказывает неприятную правду о мужчинах и их старой как мир проблеме — ловушке «стальной хватки».
Автор: Игорь Дорогов
------------------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!