Понятие «эстетика» традиционно связывают с греческим «эйсетикос» (имеющий отношение к чувственному восприятию). Эстетика – это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где достигают совершенства результаты освоения мира по законам красоты.
Эстетика – это наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, материальном и духовном производстве, закономерности развития и функционирования эстетического сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития и функционирования в обществе искусства как специфической формы отражения действительности.
Вопрос о природе эстетического проходит через всю историю философии. В частности, Аристотель выделяет специфику эстетического, обнаруживая ее в искусстве. Искусство как эстетический вид деятельности, основано на подражании действительности. Эстетика имеет глубокие корни из Индии и Греции через искусство и изображения.
Эстетика сформировалась в недрах философии и отделилась от нее как самостоятельная отрасль лишь в середине 18 века. В это время немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (1714-1762) ввел в научный обиход термин «эстетика» и издал трактат одноименного названия, где не отвергал рациональность и считал, что эстетика наполняет разум.
Существует религиозная эстетика, эстетика дизайна, эстетика быта и поведения, эстетическая интуиция.
Предметом эстетики является чувственное познание окружающей действительности в ее разнообразных проявлениях: природе, обществе, человеке и его деятельности во всех жизненных сферах.
Эстетика изучает: эстетическое отношение человека к действительности, эстетический аспект любой деятельности человека, эстетическое сознание человека, основные категории эстетики (категории прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, эстетического и художественного), эстетическую культуру личности и общества, историю эстетических учений, искусство и художественную деятельность человека.
Задачи эстетики: воспитание и развитие вкуса, способности различать и воспринимать прекрасное, формирование в человеке созидательного начала. Эстетика – и прямо, и опосредованно влияет на творчество, подкрепляя дар знанием. Эстетика нужна и воспринимающей искусство публике. Искусство доставляет одно из высших духовных переживаний – эстетическое наслаждение. изучение эстетики способствует развитию творческих художественных способностей человека и общества.
Важными функциями эстетики являются мировоззренческая, познавательная, формирующая, методологическая. Также выделяют методологическую, эстетического мироотношения, воспитательную, тезаурусную, творческую, критическую, эвристическую.
- познавательная, выражающая специфику эстетической культуры как познания жизни через систему художественных образов;
- воспитательная, заключающаяся в воздействии эстетической культуры на людей, в ее возможностях формировать духовный мир человека;
- коммуникативная, которая означает, что эстетическая культура является средством духовного общения людей и служит каналом передачи не только знаний, но и чувств;
- семиотическая, т.е. художественные ценности представляются как система знаков;
- гедонистическая (способность эстетической культуры возбуждать чувства, эмоции, доставлять эстетическое удовольствие и наслаждение);
- зрелищная (эстетическая культура как развлечение, зрелище, игра).
Методологическая функция эстетики как науки состоит в том, что ее содержание, принципы, положения могут служить философской основой решения многих теоретических задач смежных философских, искусствоведческих, культурологических областей знания.
Функция эстетического мироотношения, которую несет в себе эстетическое знание, прежде всего связана с отношением к прекрасному. Знание эстетической теории дает возможность человеку оценивать явления мира как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические.
Воспитательная функция эстетики говорит об эстетическом знании и искусстве, которые формируют, воспитывают, направляют эстетическое мироотношение людей. Эстетика может влиять на формирование целостной, гармонично развитой личности, которая немыслима без высокой эстетической культуры.
Тезаурусная функция эстетического знания связывается с особой эстетической грамотностью и образованностью, которая одновременно предполагает наличие определенных эстетических знаний и развитого чувства вкуса, ощущения изящного в искусстве, определенных предпосылок и даже таланта эстетического чувствования. Это способствует просветительному и общекультурному развитию личности.
Эстетика способна выполнять функции критики, оценивая произведения искусства на основе понимания закономерностей художественного творчества и его восприятия. В определенной мере каждый читатель, слушатель, зритель выступает как критик, оценивая те или иные произведения искусства.
Эвристическая функция эстетики обусловливает принципы эстетической деятельности, первоначально связанные с творческими установками личности.
Задача эстетики – изучать закономерности эстетических отношений человека к миру. Современная эстетика как наука является связующим звеном между философией и искусствоведческими дисциплинами: киноведением, музыковедением, театроведением, литературоведением.