Найти тему

Взятие рифов

Статьи о яхтинге

Яхтенная школа АМС. Учебные материалы

При усилении вымпельного ветра более 15 узлов необходимо задуматься об уменьшении площади парусов. Излишняя парусность, кроме вполне очевидной опасности просто порвать паруса, приводит к чрезмерному увеличению крена, что в свою очередь вызывает целый ряд  негативных последствий:

•    Дополнительную тенденцию яхты приводиться к ветру и повышенную опасность брочинга. Крен яхты приводит к тому, что форма ватерлинии становится несимметричной. Гидродинамическое сопротивление больше погруженной в воду подводной части корпуса с подветренной стороны будет выше, чем поднятой из воды наветренной, и вода будет выталкивать нос яхты в наветренную сторону.
•    Повышенному дрейфу яхты вследствие уменьшения силы бокового сопротивления дрейфу.
•    Повышенному дискомфорту в салоне яхты (подумайте хотя бы о гальюне) и опасности для экипажа в кокпите.

Паруса шьются с твистом, предназначенным для оптимального крена яхты – около 15 градусов. Больший крен даже при сильном ветре приведет к неоптимальной работе парусов, и вместо увеличения скорости можно получить даже ее снижение. Поэтому яхтсмены предпринимают все меры  для снижения лишнего крена, например, экипаж яхты перемещается на наветренный борт. (Кстати, в слабый ветер, когда естественного крена, наоборот, недостаточно, экипаж перемещается на подветренный борт, чтобы создать хотя бы небольшой искусственный крен).

Уменьшение площади парусов называется рифлением (Reefing) или взятием рифов. Уменьшение площади парусов  на  одну ступень называют взятием 1-го рифа, на следующую – 2-го, последняя ступень – 3-й риф. Следует запомнить ориентировочные данные, при какой вымпельной скорости ветра какой риф следует брать:

15-20 узлов: грот - 1-й риф, стаксель – 3/4 площади
20-25 узлов: грот - 2-й риф, стаксель – 1/2 площади
25-30 узлов: грот - 3-й риф, стаксель – 1/3 площади

При ветре более 30 узлов (7 баллов по Бофорту, Near gale - почти яхтенный шторм) обычные паруса лучше убрать.

Кроме сухих цифр первое, что скажет вам о необходимости взять рифы, это крен более 20-25° и усиленное стремление яхты привестись к ветру. Как следствие, вам придется держать штурвал (и перо руля) постоянно переложенным. Возьмите риф на гроте. Если после этого и крен, и тенденция приводиться устранены – вы сделали все, что надо. Если яхта уже чрезмерно не приводится, а излишний крен сохранился – уменьшайте площадь стакселя.

В сильный ветер брать рифы гораздо труднее, старайтесь брать рифы заранее. Внимательно следите за горизонтом: крен или уменьшенная площадь парусов других яхт, появление или увеличение числа барашков на поверхности моря предупредят вас об усилении ветра.

-2