Как ребенка с аутизмом научить ждать и/или спрашивать разрешения?
Это очень сложный вопрос. Например, моя дочь не думаю, что понимает "чужое" в общепринятом смысле. То, что она понимает "свое" - это факт. И я даже использую это как метода манипуляции ею, мол, отберу сейчас.
А вот вопрос ожидания и спросить перед тем как взять - на обучение этому уходит много времени.
Для тех, кто впервые случайно попал на канал. Я - мама дочери с аутизмом. Ей уже 16 лет. Здесь не история успеха. Нет инструкций как вылечить или руководств как заниматься.
Папа не сбежал.
Хочу отметить, что для меня процесс обучения аутиста - это не сидение за столом и не показывание карточек и последовательностью действий. Это ежедневные повторения одного и того же, это быт, это жизнь и ситуации, которые повторяются изо дня в день, а ты реагируешь на них либо одинаково, либо подстраиваешься под ребенка так, чтоб всем было комфортно выполнять условия.
Поэтому я всегда говорила и говорю, что ребенка с аутизмом развивается всю жизнь и навыки появляются, закрепляются. Не всегда, конечно, это навыки, которым мы бы хотели обучить ребенка или хотели бы, чтобы они появились раньше. Но тут, как говорится, на безрыбье и рак - рыба. Пусть хоть как-то, чем никак.
Так что вернусь к тому как сейчас дочь умеет ждать. Во-первых, обучению "жди" можно начинать с малого возраста и я вас разочарую, у вас ничего не получится до тех пор, пока ребенок не начнет понимать обращенную речь. А у всех это происходит в разном возрасте. Но я все время говорила "жди", "подожди", одергивала рукой.
На "подожди" у дочери часто было нежелательное поведение. !Что значит подожди?! Мне надо прям щас!" - примерно так можно было трактовать ее ор и крики.
Более-менее ждать дочь научилась когда освоила календарь и, когда для нее "завтра" - это стало завтра, а не "сейчас", то есть после 9-10 лет. Но это ждать какого-то действия или покупки. А вот ждать в магазине, например, или дома, когда она просит подойти к ней, а я занята и не могу этого сделать.
Чтобы научить аутиста что-то делать, нужно обозначать действие одними и теми же фразами (уж первое время точно плюс, если плохо обращенную речь понимает). Поэтому у меня в обиходе до сих пор слова "Подожди, сейчас я (или говорю на себя мама)) доварю суп и приду к тебе". То есть обозначаю конкретно что именно я доделаю и потом к ней вернусь. Или "Нет, мама не может сейчас с тобой пойти, мама собирается на работу". Все понятно, вроде отказали, а вроде и причина есть (которую она понимает).
То есть, хотите общаться с ребенком с аутизмом - не врите ему. Говорите как есть вплоть до "сейчас у туалет схожу и сделаю "...что он там от вас хочет.
Сейчас дочь редко, когда пытается возмущаться и устраивать истерики по тому поводу, что я не хочу к ней подойти и уделить ей время.
А вот спрашивать разрешения взять или сделать что-то - это тоже интересная такая вещь.
В шаблон речи дочери не внедрилось слово "можно", хотя мы его довольно часто пытаемся ей внедрить. Не закрепляется. Так же как и задавать вопросы она тоже не может.
Большая часть речи у нее через "Я хочу". Но суть спрашивания разрешения это жне только обозначения своего желания, то и подождать ответа можно или нельзя. И вот тут я была удивлена буквально на днях.
У дочери есть свой компьютер, свой ноутбук, свои планшеты. У меня есть свой ноутбук, у папы есть компьютер. Если честно, то наши с мужем компы запаролены (от дочери). И вот раньше была проблема, что дочь могла сесть за мой включенный комп и начать "играть", то есть могла понаставить там своего. Конечно же, я ее всегда за это ругала и говорила, что нельзя брать мамин компьютер. Поэтому она долгое время украдкой могла за него сесть, пока я прилягу отдохнуть, например. В моем компьютере, к примеру, ей нравится зайти в мои одноклассники и запустить игру "Сокровища пиратов" и смотреть там мои достижения (всякие предметы). У нее тоже есть свой аккаунт в одноклассниках. но та не так много уровней пройдено, как у меня.
А теперь она подходит и говорит "Я хочу поиграть одноклассники". Я то понимаю, что она хочет на моем ноуте поиграть, но делаю вид, что не поняла. "А ты в телефоне поиграть хочешь или на компьютере?" - "Я хочу поиграть одноклассники сокровища пиратов на ноутбуке" - "Так у тебя есть ноутбук, пойди поиграй" - "Я хочу поиграть одноклассники сокровища пиратов ноутбуке мамы" - и стоит ждет что я отвечу - можно или нельзя. Когда я говорю, что можно, то она идет и играет (ноут мой не заблокирован). Если я хочу отказать ей, то могу сказать, что нет, мол, сейчас не получится, маме нужно поработать, давай попозже. И это тоже не вызовет проблем.
Вот такие вот достижение, которые даются сквозь года, сквозь талдычение одного и того же. И я считаю, что я правильно делала и дела, что хочу и постоянно с дочкой разговариваю, озвучиваю все, что будем делать, что делаем.