Найти тему
Minsknews.by

Унесенные в океан солдаты и открытие театра музкомедии в Минске. Этот день в истории: 17 января

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 17 января в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1598 год. Со смертью бездетного царя Федора Ивановича пресекается династия Рюриковичей

-2

Эта княжеская, а затем царская династия происходила от Рюрика — летописного основателя государственности Руси, князя новгородского с 862 г. Потомки Рюрика — князья Игорь, Святослав, Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Дмитрий Донской… Замыкают эту плеяду цари Иван Грозный и его сын Феодор Иванович. Последний, по характеристике отца, был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рожденный». Федор занимал трон с 1584 г., но фактически государством правил брат его жены, боярин и бывший опричник Борис Годунов. Он и был избран на царство после смерти не оставившего наследника Федора.

Избрание Годунова проходило в Кремле формально «соборно», а на деле – под жестким контролем администрации. В государстве не было закона о престолонаследии, который бы предусматривал подобную ситуацию. Народ за несколько столетий свыкся с тем, что им правят Рюриковичи. У Годунова с ними не было кровного родства, и это, по мнению многих, делало его права на трон весьма сомнительными. Примечательно, что, когда через 15 лет, наполненных бурными событиями, уже после Смуты, в 1613 г., выбирали нового царя, именно кровное родство с Рюриковичами в значительной степени определило возведение на трон юного Михаила Романова.

Кстати, отдаленными потомками Рюрика по женской линии являются все современные монархи Европы, несколько американских президентов, а также ряд писателей, художников и артистов. В их числе — Джордж Вашингтон, Теодор Рузвельт, Джордж Буш, Уинстон Черчилль, Симон Боливар, кардинал Ришелье, Отто фон Бисмарк, Рубенс, Тулуз-Лотрек, Байрон, Александр Дюма, Джонатан Свифт, Антуан Сент-Экзюпери, Роберт Льюис Стивенсон и многие др. Это объясняется тем, что Рюрик является общим предком европейских аристократов через трех женщин: Анну Ярославну, супругу французского короля Генриха I, а также Марию Добронегу и Сбыславу Святополковну, жен польских правителей Казимира I и Болеслава III Кривоустого.

1874 год. Умирают Чанг и Энг Банкеры, сиамские близнецы, поставившие рекорд долгожительства для сросшихся пар

-3

Чанг и Энг родились в 1811 г. в Сиаме (ныне Таиланд), тела их были соединены в области грудины короткой трубчатой хрящевой связкой. Отношение к такого рода играм природы в то время и в том месте было таково, что король Сиама повелел умертвить несчастных близнецов, полагая их отмеченными печатью дьявола. Понадобилась невероятная материнская самоотверженность и изобретательность, чтобы спасти жизнь детей. Мальчики, между тем, вопреки соседским и даже врачебным прогнозам, выжили и приспособились к своему немыслимому положению, научившись не только ходить и бегать, но даже прыгать и плавать. Картина, конечно, была впечатляющая, и некий предприимчивый британский торговец Роберт Хантер сообразил, что из демонстрации публике необыкновенных братьев можно извлекать доход.

Несколько лет продолжались гастроли Чанга и Энга по Америке и Англии, пока они, пройдя через многие трудности, не сколотили некоторый капитал. Осев в Северной Каролине, братья попробовали устроить личную жизнь и женились на сестрах Йетс. При этом был найден хитроумный, но, очевидно, единственно возможный компромисс: каждая семья поселилась в отдельном доме, и братья жили попеременно то в одном, то в другом, провозгласив правилом для «близнеца-гостя» выполнять все желания «хозяина». Браки оказались многодетными, и жизнь Банкеров, если учесть жуткие условия, в которые они были поставлены с рождения, оказалась даже вполне приемлемой.

К сожалению, неразлучаемые близнецы, представляющие собой в анатомическом отношении почти одного человека, резко различались по характеру, привычкам и установкам, что порождало неразрешимые конфликты. Энгу приходилось терпеть пьянство брата и вспышки его неумеренной гневливости, а когда с Чангом случился удар, поразивший неподвижностью правую половину его тела, — переживать вместе с ним все трудности, связанные с частичным параличом.

Всю жизнь Чанг и Энг мечтали об операции, которая предоставила бы каждому из них вожделенную свободу, но риск был настолько велик, что подобное хирургическое вмешательство сильно бы смахивало на преднамеренное двойное убийство. Единственного же врача, который пообещал разделить близнецов в том единственном случае, если один из них умрет раньше другого, в роковой момент поблизости не оказалось. Лишь на три часа Энг пережил своего внезапно скончавшегося брата. Им шел 63-й год.

1904 год. В Мариинском дворце на обозрение публики выставлено грандиозное по размерам полотно Ильи Репина

-4

Фото: Государственный Русский музей

На холсте в 35 квадратных метров (выписан из самого Парижа!) изображен 81 человек, и это, пожалуй, самый большой групповой портрет исторических и политических деятелей Российской империи начала XX века. На рекорд тянет и название: «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года по случаю столетнего юбилея со дня своего основания».

Выполнение официального заказа заняло почти три года. Помогли ученики — Иван Куликов и Борис Кустодиев. Репин категорически отказался рисовать с фотографий, и государственные мужи, исполняя волю императора, являлись позировать при полном параде. Современники считали, что художнику удалось невозможное: при таких размерах и количестве фигур картина смотрится абсолютно гармонично… Шедевр Репина был оценен в 40 тыс. рублей. В восемь раз дороже рамы к картине, которая стоила 5 тыс.

После упразднения Государственного совета в 1917 г. картина Репина была передана в Музей революции, а в 1938-м — в Русский музей, где экспонируется в особом зале с верхней подсветкой. В Москве картина выставлялась в 2002 г. в Георгиевском зале Кремля, а затем — в Выставочном зале федеральных государственных архивов. Для транспортировки использовался специальный вагон, обеспечивающий поддержание необходимой температуры.

1960 год. Четырех советских солдат уносит на барже в океан, где они проведут более полутора месяцев

-5

Инцидент произошел на курильском острове Итуруп: шторм оторвал от пирса и унес в открытый океан самоходную танкодесантную баржу Т-36, рассчитанную на плавание по рекам. На борту оказались четыре солдата стройбата: 21-летний младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые 20-летний Филипп Поплавский, 21-летний Анатолий Крючковский и 20-летний Иван Федотов.

Сорок девять дней бойцы дрейфовали в Тихом океане. На барже не было ни запаса пресной воды, ни еды. Воду солдаты сначала доставали из системы охлаждения двигателя, а потом собирали дождевую. Каждому в сутки доставалось не более двух ложек. Еда быстро закончилась, и им пришлось съесть все, что было сделано из кожи.

Когда 7 марта советских солдат подобрал и доставил в Сан-Франциско американский авианосец «Кирсердж», на барже оставался один сапог и три спички. Врачи говорили, что от голодной смерти четверку отделяли буквально считаные часы. Американцы были поражены самодисциплине советских солдат: получив пищу, они съели по чуть-чуть и остановились, понимая смертельную опасность обильного питания для организма в нынешнем его состоянии.

В СССР о случившемся поначалу не сообщалось. Там опасались, что солдаты могут «выбрать свободу» и захотеть остаться в Штатах. Но когда те заявили о твердом намерении вернуться домой и вообще вели себя очень достойно, о подвиге четверки заговорили по телевидению, на радио и в газетах.

После возвращения в СССР их лично приняли Никита Хрущев и министр обороны маршал Родион Малиновский, который подарил им штурманские часы — «чтобы больше не терялись в океане». Солдаты были награждены орденами Красной Звезды.

1971 год. В Минске открыт Государственный театр музыкальной комедии БССР

-6

В тот воскресный вечер зрители смотрели постановку героической музыкальной комедии Юрия Семеняко «Поет «Жаворонок». Но шел спектакль на сцене клуба им. Дзержинского – своего помещения у театра не было. И не было его еще 10 лет. Все это время артисты театра выступали в различных учреждениях культуры столицы.

«Начал свою творческую жизнь молодой Театр музыкальной комедии в Минске… Кто же они, артисты белорусской оперетты? В труппу нового театра приняты выпускники Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского, Училища имени Гнесиных и музыкальных учебных заведений республики», — писала «Театральная жизнь» (№ 14 1971 г.). — Спектакль «Поет жаворонок», осуществленный В. Ожерельевым (дирижер П. Кирильченко), рассказывает о героической борьбе подпольщиков с фашистами в годы Великой Отечественной войны. В немецком казино выступает певица, изящная, со звонким голосом – настоящий жаворонок. Фашистские офицеры покорены ее пением. Но кто бы подумал, что слова песни – «Я жаворонок, я жаворонок» – позывные отважной подпольщицы Ирины, после которых летят под откос вражеские эшелоны, горят склады…»

Роль Ирины исполняла Наталия Гайда. Накануне премьеры в интервью «Вечернему Минску» будущая народная артистка республики (1980 г.) говорила: «Я просто влюблена в свою героиню. Очарована ее мужеством, находчивостью… Больше всего хочу, чтобы полюбилась моя Ирина зрителям».

Помимо спектакля «Поет «Жаворонок» в свой первый сезон театр показывал оперетты «Вольный ветер» Дунаевского, «Кавказская племянница» Гаджиева, «Холопка» Стрельникова, «Баядера» Кальмана. Потом репертуар пополнился музыкальными спектаклями «Репортаж из преисподней» Глебова, «Паўлінка» Семеняко, «Цыганская любовь» Легара… Театр постепенно завоевывал любовь публики.

Наконец после долгих скитаний театр музкомедии переехал в отдельное помещение. Свой 12-й сезон он открыл 15 октября 1981 г. в элегантном здании на ул. Мясникова, 44, опереттой Иоганна Штрауса «Летучая мышь».

С тех пор на этих подмостках поставлены сотни разножанровых спектаклей, многие из которых вошли в золотой фонд национальной культуры, выросли поколения талантливых солистов, сотни тысяч зрителей рукоплескали мастерству актеров, хора, балета и оркестра.

В 2001 г. Белорусскому государственному музыкальному театру было присвоено почетное звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь», а в 2009-м – звание академического.

Смотрите также: