Руководству Москвы и других субъектов России хотят дать право самостоятельно расставлять на реках и каналах автоматические камеры видеонаблюдения для фиксации правонарушений. Поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта размещены 16 января на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. «Парламентская газета» рассказывает, как сейчас работает эта система и для чего ее потребовалось улучшать.
Механизмы есть, законов нет
Как отмечают авторы законопроекта, в последние годы на реках и каналах Москвы сложилась правовая коллизия. Так, еще с 2020 года наиболее проходные и оживленные судоходные маршруты столицы оснащены камерами для видеофиксации нарушений: всего их 291 штука, а протяженность путей, охваченных видеофиксацией, составляет 85 километров. Все полученные с камер данные передаются в Ространснадзор, где их отсматривают и привлекают нарушителей к ответственности. Сложившаяся система успела зарекомендовать себя хорошо: так, за одно лишь первое полугодие 2023 года с ее помощью удалось выявить в три раза больше инцидентов, связанных с нарушением правил речного судоходства, чем за аналогичный период прошлого года. Всего же по России, согласно данным МЧС, в 2023 году в том числе за счет средств видеофиксации удалось выявить более 250 правонарушений, связанных с использованием маломерных судов.
«Система позволяет не только фиксировать нарушения, но и в автоматическом режиме оформлять результаты выявленных правонарушений в строгом соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по аналогии с уже действующей системой фиксации нарушений в области дорожного движения, — указано в пояснительной записке к проекту. — [Однако] в настоящее время в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации отсутствует понятие автоматических средств и механизм применения технических средств фото- и видеофиксации правонарушений на внутреннем водном транспорте».
Получается своего рода законодательный пробел: система есть, эффективность ее бесспорна — но вот нормативной базы, на которую она бы опиралась, не существует. Именно на устранение этой лакуны и направлены грядущие изменения. В частности, авторы постановления предлагают дополнить Кодекс водного транспорта новой статьей «Работающие в автоматическом режиме стационарные специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации на внутреннем водном транспорте нарушений правил плавания».
«В частности, планируется установить, что решение о демонтаже таких средств, порядок уведомления о принятия решений и передачи в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного контроля в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта информации, полученной с помощью стационарных средств фиксации, будут принимать органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно», — говорится в документе.
Без прав в лодку не садись
В Мосгордуме грядущие нововведения восприняли положительно. Так, по словам члена комиссии по градостроительству, государственной собственности и землепользования Олега Артемьева, подведение под сложившуюся систему законодательной основы позволит сделать ее еще более эффективной.
«Как показывает практика, там, где стоят камеры, совершается в разы меньше правонарушений, — отметил Артемьев в беседе с «Парламентской газетой». — А поскольку сфера речного судоходства в Москве сравнительно молодая, то и систему видеофиксации нарушений на воде еще только предстоит совершенствовать и развивать. И предлагаемые изменения в Кодекс водного транспорта, безусловно, станут в этом хорошим подспорьем».
Есть, отдельно подчеркнул Артемьев, и другие аспекты, на которые следовало бы обратить внимание.
«На мой взгляд, например, для людей, которые хотят участвовать в судоходстве по рекам и каналам Москвы, следует ввести обязательную регистрацию в единой информационной системе, обучение и получение соответствующего сертификата, — пояснил депутат. — Даже в том случае, если они управляют транспортным средством, на которое по закону не нужны права. Та же Москва-река, особенно в последние годы, характеризуется достаточно интенсивным движением, и если человек элементарно не знает, как ему встроиться в поток, как управлять своим транспортным средством и так далее, он может спровоцировать аварийные и опасные ситуации — для собственной жизни и жизней других участников движения».
По словам Артемьева, он планирует вплотную заняться этой темой в ближайшее время — либо самостоятельно, либо, если не успеет до истечения срока полномочий, при помощи следующих коллег.