1914-1918 годы
Средиземноморье и Атлантический океан
Военно-морские разведки Германии и Австро-Венгрии в помощь подразделениям подводного флота ВМС Германии и Австро-Венгрии пытались создать сеть своих агентов осведомителей в портах Великобритании, Франции и других государств Европы. Но если в портах Британских островов их успех в этом направлении практически быстро свёлся к нулю, то в портах Испании и Франции удалось добиться некоторого успеха.
Так фон Крон, военно-морской атташе Германии в Мадриде, сумел создать в портах Испании сеть агентов для наблюдения за всеми судами, что прибывали в испанские порты или покидали их. Данная информация уходила в Берлин, оттуда в Киль, и по рации передавалась германским подводных лодкам, оперировавшим в Атлантическом океане.
Французское морское командование обратило внимание, что суда, которые выходят из порта Марсель, слишком уж часто гибнут от немецких и австрийских подводных лодок. Тогда была введена практика внезапного изменения маршрутов судов, выходящих из Марселя. Капитанам судов настоящий маршрут следования их судна доводился лишь после выхода судна в море. Количество погибших судов немедленно снизилось. Это окончательно убедило командование, что агенты Германии или Австро-Венгрии, действующие в Марселе имеют доступ к информации о маршрутах и графиках движения судов Марсельского порта. Контрразведка занялась поиском этих агентов.
Некоторое время спустя выяснилось, что один из морских офицеров порта имеет любовную интрижку на стороне, и что пассия данного офицера подозрительно часто встречается с консулом одного «нейтрального» государства. Взяли в разработку и выяснили, что любовница офицера является агентом германской разведки, а консул обычный «почтовый ящик» для передачи добытой информации в Берлин. Французы расстреляли разоблачённую даму.
Ирония судьбы. Последним судном, которое погибло по наводке расстрелянной агентки, оказалось судно, на котором плыл еёлюбовник. Офицер утонул вместе с судном. (А, может, для него это было лучшим выходом?).
Еще один из германских агентов был обнаружен англичанами вблизи Александрии. Он проживал в местности, откуда отлично просматривался Александрийский порт. Стоило крупному судну выйти из Александрийского порта, как по радиопередатчику передавалась информация об этом германской подводной лодке, действовавшей в районе Восточного Средиземноморья. Судно, как правило, шло ко дну. Так продолжалось около десяти месяцев. В конце концов, англичане вычислили агента и послали по его радиопередатчику ложную радиограмму. Подводная лодка вышла в указанный «агентом» квадрат и была потоплена английским военным кораблем.
Со стороны союзников в борьбе с германским подводным флотом наибольших успехов добилась морская разведка САСШ (Североамериканских Соединенных Штатов; так назывались тогда США). Руководил этой разведкой адмирал Роджер Уэллс. Ему вдалось внедрить ряд своих агентов в германские ВМС.
Затраты оправдали себя.
В октябре 1917 года американский разведчик капитан Хюббарл добыл секретную карту с указанием зоны действий каждой немецкой подводной лодки. Германские ВМС потеряли десятки подводных лодок, потопленных союзниками, пока немцы выяснили, что у них скопировали столь важную карту**.
И вообще, как вспоминал после войны один американский разведчик:
«В Киле для нас не было никаких тайн».
* "Это барон Ганс фон Крон, немецкий военно-морской атташе в Мадриде, племянник генерала Людендорфа. Гордясь своей победой, я выложила перед своим начальником секретный способ шпионской переписки, неизвестный во Франции и никем еще не раскрытый. Капитан Ляду с волнением рассматривал привезенные мною зерна колларгола и перо." Мемуары Марты Ришар. После войны Марта Ришар долгое время была забыта. В 1926 году она вышла замуж за Томаса Кромптона, некоторое время жила в Великобритании. В 1933 году за заслуги она получила Орден Почётного легиона. Во время Второй мировой войны Марта Ришар участвовала в движении Сопротивления, была схвачена и отправлена в Германию.
** У американцев был очень хороший стимул: "Жестокость Вернера померкла перед действиями капитан-лейтенанта Пацига, командира 946-тонной «U-86». Он тоже выбрал в качестве жертвы плавучий госпиталь, лишь по счастливой случайности на судне не оказалось пациентов. 27 июня в 9.30 вечера судно «Замок Лэндовери» находилось в 116 милях от Фастнет-Рокс. В соответствии с международными правилами оно было хорошо освещено, и на трубах отчетливо виднелись изображенные яркой краской красные кресты. Торпеда, пущенная с «U-86», пробила борт и взорвалась в четвертом трюме. Через десять минут лайнер затонул. Пациг поднял лодку на поверхность и в течение нескольких минут наблюдал за беспорядочными движениями спасательных шлюпок, затем приблизился к той из них, в которой находился капитан затонувшего судна. Пациг заявил, что ему известно о пребывании на борту 8 американских летчиков. Капитан Сильвестр опроверг это утверждение и сообщил, что на борту вместе с ним находится 7 канадских медиков. На других лодках находились еще 14 сестер милосердия, но об этом капитан Сильвестр умолчал. «U-86» отошла от капитанской шлюпки и направилась к другим. Из трубы вырвался клуб сизого дыма, лодка резко увеличила скорость. В течение нескольких минут, умело управляя лодкой, Пациг потопил все спасательные шлюпки и плоты, за исключением капитанской. Люди, сидевшие в уцелевшей шлюпке, слышали, как убийцы завершают преступление с помощью шрапнели. Убийство 14 сестер милосердия и большой части членов экипажа плавучего госпиталя «Замок Лэндовери» было хладнокровным военным преступлением. Шлюпка капитана Сильвестра, на которой, кроме него, находилось 23 человека, вскоре была обнаружена эсминцем в 50 милях от берега. Но 234 человека сгинули без следа. Пациг и его люди умели убивать."
(Источник: В. Минаев)