Он пришел в кинематограф уже зрелым артистом, но успел сыграть в более девяноста картинах. Он не был заложником определенного амплуа, он с одинаковым успехом мог перевоплотиться в простого работягу, партийного работника или персонажа комедии. Судьба не баловала его, но, возможно именно трудности сделали из него настоящего артиста, нашли отражение в его творчестве.
15 января 1917 года родился Евгений Лебедев, советский актёр театра и кино. Его называли «великим лицедеем» XX века.
Его отец – православный священник. Евгений на всю жизнь запомнил наставление отца, что нужно жить и работать с верой, что только вера и благословление помогут заработать на кусок хлеба. Он просил сына не осквернять храма своего, а под храмом подразумевал душу.
К сожалению, первый серьёзный урок, который пришлось усвоить талантливому юноше: своё происхождение надо скрывать.В середине 20-х семье пришлось покинуть родной провинциальный город и часто переезжать с места на место. Но священнослужителя советская государственная машина не пощадила: в 1937 году мужчину репрессировали, а вскоре в лагеря отправилась и его супруга. Родителей расстреляли, а Евгений превратился в сына врагов народа.
Воспитанием Жени занимался дед, проживающий в Самаре. Он переехал к нему десятилетним мальчишкой, а спустя два года уже устроился на работу. Одновременно с этим мальчик ходил в школу №13 имени Чапаева, потом продолжил обучение в фабрично заводском училище (ФЗУ) при заводе «Кинап». Именно тогда он нашел свое призвание, активно участвовал в художественной самодеятельности. Чуть позже поступил в студию самарского театра рабочей молодежи.
Спустя годы, уже состоявшимся артистом, Лебедев рассказал поклонникам, какие трудности ему пришлось преодолевать. Молодому человеку довелось скрывать родство со священником, он придумал себе легенду, согласно которой, его родителей не стало еще в 1921-м, якобы они умерли голодной смертью на Волге.
Успех юного артиста в ТРАМе не прошел даром. В 1932-м на него написали донос, и вчерашние друзья и товарищи до слез стыдили 15-летнего комсомольца, который вдруг оказался поповским сыном. Врать пришлось и после расстрела отца, ведь ему самому грозила ссылка в трудовой лагерь. Евгений остался старшим в семье, где подрастали еще четверо детей. Младшую сестренку он сдал в детский дом, сделав вид, что не знает девочку. Лебедев всю жизнь не мог простить себя за этот поступок.Нужно отдать должное Евгению, через много лет ему удалось разыскать сестру и попросить у нее прощения.
В 1933-м Лебедев уехал в Москву и поступил на службу в Театр Красной армии. Потом окончил театральный вуз – нынешний ГИТИС, и получил диплом училища Камерного театра. Зарабатывал на жизнь случайными работами, причем брался за любую.
На хлеб будущий артист зарабатывал где придется. Побывал разнорабочим на маслобойной фабрике, попробовал силы в строительном деле, даже поработал на кондитерской фабрике «Красный Октябрь» в должности вальцовщика. Денег все равно не хватало, иногда приходилось ночевать на улице.
Артисту пришлось изрядно помотаться по просторам необъятного Советского Союза. По распределению он отправился в Тбилиси, где вскоре стал ведущим актером театра. Евгения задействовали в основном репертуаре, он играл в классических постановках по пьесам Фонвизина, Островского, и многих других. Среди образов, воплощенных артистом на сцене, была даже Баба-Яга. Через некоторое время Лебедев снова вернулся в столицу, а потом уже постоянно обосновался в городе на Неве.
Фильмография актера впечатляет: Евгений Алексеевич снялся в более чем 90 кинолентах. Впервые он появился на экране уже в зрелом возрасте. В 1952 году театрального артиста пригласили на скромную роль Кощея Бессмертного в биографическую картину «Римский-Корсаков», снятую Григорием Рошалем и Геннадием Казанским. Она принимала участие в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля.
Через три года артист получил роль Ромашова, одного из ключевых героев экранизации повести «Два капитана» Вениамина Каверина. Одновременно с этим Лебедев засветился в фильме «Неоконченная повесть» режиссера Фридриха Эрмлера, где из него получился колоритный секретарь райкома Федор Иванович. На съемочной площадке Евгений познакомился со звездами отечественного кино Сергеем Бондарчуком, Элиной Быстрицкой, Евгением Самойловым.
Жизнь в театре сильно отличалась от работы в кино. Постановщики долго не могли открыть многогранность таланта актера и поэтому не спешили предлагать главные роли в фильмах. Впрочем, второстепенных героев Евгений Алексеевич умудрялся виртуозно превращать чуть ли не в ведущих. Это доказывает Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1980), которую он получил за роль второго плана в художественной киноэпопее «Блокада».
Лебедев засветился в фильме «Поднятая целина» по произведению Михаила Шолохова, где сыграл Агафона Дубцова. Потом его пригласили на съемочную площадку военной картины «Поезд милосердия», в которой артист сыграл Супругова.
Зрители запомнили артиста в характерном образе деда Ничипора в искрометной комедии «Свадьба в Малиновке» Андрея Тутышкина. Основной актерский состав, в который вошли Владимир Самойлов, Зоя Федорова, Михаил Водяной и Михаил Пуговкин, получил приз на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1968). В год выпуска ленту посмотрели 74,6 млн зрителей, она заняла второе место в прокате 1967 года, уступив только картине Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». В общем списке лидеров советского кинопроката фильм находится на пятой позиции.
Главных ролей в творческой биографии артиста было не много, но если и случалось сыграть ключевого персонажа, то Лебедев выкладывался на все сто. Одним из таких героев стал отец из лирической драмы «Последний месяц осени». Этот персонаж получился каким-то пронзительно-нежным, трогающим до глубины души.
Заметной картиной в фильмографии артиста стала музыкальная кинокомедия режиссера Ильи Фрэза «Приключения желтого чемоданчика». Помимо сыгравшего главную роль Евгения Алексеевича, в ней снимались Татьяна Пельтцер, Наталья Селезнева. Фильм завоевал серебряную медаль и Почетный диплом жюри «Сильдак» на XXII Венецианском МКФ фильмов для детей и юношества и специальный диплом детского жюри на МКФ в Тегеране в 1970-м.
Последнюю точку в карьере киноактера Лебедев поставил в комедии «На кого бог пошлет», режиссера Владимира Зайкина. Она вышла на экраны в 1994 году. Роли главных героев в этой ленте достались Ларисе Удовиченко и Станиславу Садальскому.
Первый раз артист попытался устроить личную жизнь в молодости. В 1938-м он женился на коллеге — актрисе Наталье Петровой, через год у пары родилась дочь Ирина. Об их судьбе данных нет.
В годы работы в Тбилиси, близким другом Лебедева стал режиссер Георгий Товстоногов. Евгений даже жил у него на квартире, снимал одну комнату. Их дружба и преданность длились всю жизнь. У Лебедева была мечта, он очень хотел получить роль короля Лира, знал текст этой роли до последней запятой, но Товстоногов так и не сделал другу подарок. Несколько раз Лебедева звали в другие театры в аналогичную постановку, но, несмотря на давнюю мечту, он отказывался от предложений, не хотел обидеть друга. Король Лир так и остался мечтой до конца дней.
Младшая сестра Товстоногова Натела стала второй женой артиста. Она была младше Лебедева на девять лет и была влюблена в него с подросткового возраста. Поженились они в 1950-м — к тому моменту Товстоногов и Лебедев получили жилье на одном этаже. После свадьбы между квартирами прорубили дверь, ведь Натела заботилась о двух сыновьях старшего брата, которые после развода остались с отцом.
Евгений был не только талантливым актером, но и настоящим мужчиной, которому под силу не только ремонт своими руками, но и многое другое. Он отлично перешивал одежду, ловил рыбу, отлично готовил, вырезал поделки из дерева.
Евгений Лебедев пережил инсульт, потерял речь и способность передвигаться. Пришлось заново учиться говорить и ходить. Человек сильной воли, он смог побороть болезнь и даже вернуться на театральную сцену. Жена Натела Александровна вспоминала, что болезнь все-таки изменила супруга. До недуга артист отличался веселым нравом, с удовольствием шутил и был легким в общении, а после замкнулся, контактировать с ним стало тяжело.
В 1997-м Лебедев согласился на операцию, хоть Натела пыталась отговорить супруга. Она считала, что оперативное вмешательство не нужно. Евгений Лебедев умер 9 июня 1997 года. Местом его упокоения стали Литературные мостки Волковского кладбища Санкт-Петербурга.