Российские власти предлагают сделать грузопотоки, направляемые на специализированные терминалы, приоритетными. Это обусловлено тем, что перевалка угля на спецтерминалах выполняется более быстро и технологично в сравнении с перевалками на универсальных терминалах, пишет «Коммерсантъ».
Инициативу поддерживает министерство транспорта РФ. Ведомство отмечает, что, если перенаправить грузопотоки в направлении профильных портов, скорость транспортировки и объёмы перевалки вырастут в разы. Специалисты подсчитали, что за счёт использования вагоноопрокидывателей технологическую норму выгрузки можно сократить с 60 мин до 4 мин в сравнении с грейферной выгрузкой.
Исходное предложение поступило от АО «Восточный порт». С 2020 года ж/д перевозки в его направлении упали до 23,9 млн т при доступной мощности в 55 млн т. Порт недозагружен, в то время как около 50% перевозок угля на Дальнем Востоке берут на себя непрофильные стивидорные компании.
Прежде чем принять решение, ведомство уточнит понятие специализированного угольного терминала. Среди обязательных признаков министерство транспорта называет наличие вагоноопрокидывателей и устройств для борьбы со смерзанием топлива в холодное время года (размораживающих устройств).
Не все игроки рынка поддержали предложение. В частности, Ассоциация морских торговых портов считает, что приоритет для спецтерминалов ограничит конкуренцию, но не решит проблемы с логистикой. Эксперты отмечают, что в первую очередь нужно разбираться с ограничением железнодорожной инфраструктуры.