Кузнецов В.А.
Христианство на Северном Кавказе до XV века
Владикавказ, 2002
В 395 году поздняя Римская империя, объединившая весь средиземноморский мир, разделилась на две части - Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю — Византию.
Но в понятие византийского лимеса входили и пограничные с империей народы, попадавшие в вассальную зависимость (книга церемоний императора Константина Багрянородного X в. среди них называет армян, грузин, алан, авазгов и составлявшие буферную зону между собственно Византией и варварами. Удержание народов этого внешнего лимеса в рамках провизантийской ориентации и византийских политических интересов было одной из важнейших проблем дипломатии империи.
Указанная проблема успешно решалась при помощи денежных выплат, пожалований византийских титулов и званий, подарков аристократии соседних народов. Но основную роль играло христианство, его распространение у народов внешнего лимеса. Будучи восточным оплотом христианского мира, Византия вела активную миссионерскую деятельность в соседних странах, стараясь сделать эти страны единоверными - роль господствующей идеологии была хорошо осознана.
Царь Армении Тиридат III Великий около 301 г. со всеми приближенными принял святое крещение от архиепископа Григория Просветителя (301-326 гг.), который стал основателем армяно-григорианской церкви.
Официальной датой крещения Иберии — Картли считается 337 г., а распространение христианства здесь связывают с легендарной деятельностью «просветительницы Грузии» Нино.
В 60-70-х годах IV в. армянский епископ становится независимым католикосом, а во второй половине V в. при царе Вахтанге Горгасале автокефальным католикосом становится и епископ Восточной Грузии.
Армянская церковь продолжила свои усилия в стране прикаспийских гуннов, направив сюда в VI в. миссии епископов Кардоста и Макария, построившего кирпичную церковь. Однако наиболее успешной оказалась миссия епископа Исраила 682 г. - князь гуннов Алп-Илитвер и знать приняли христианство.
В 325 году епископ Питиунта Стратофил участвовал в работе I Вселенского собора в Никее, что явно свидетельствует о существовании христианской общины на побережье Абхазии.
Более или менее широкое распространение христианство в Абхазии получило, видимо, в VI в. при византийском императоре Юстиниане I (527 - 565 гг.).
В нотициях X в. упоминается соединенная епархия Матрахи (Тамань) и Зихии. В Зихии было четыре епархии - Фанагория, Матраха-Тмутаракань, Зихополис, Никопсия.
Фанагорийский и Зихский епископы в начале VI в. значатся присутствовавшими на церковных соборах, епархии Тмутаракань и Никопсия в уставе Льва Мудрого (894-911 гг.) названы уже архиепископиями.
Зихская епархия, подчиненная Константинополю, существовала до XIV в. (упоминание Иоанна Кантакузина (1367). Кафедра Тмутаракань-Матраха в нотициях фигурирует также до XIV в. и находится под греко-византийским влиянием.
Наличие в Тмутаракани двух храмов и монастыря, автокефальной архиепископии и очевидно смешанного в русский период истории Тмутаракани греко-русского клира позволяет говорить о мощном и длительно существовавшем на Северо-Западном Кавказе очаге христианства, которое не могло не затронуть местное адыгское (зихское) население.
Христианский крест у адыгов пользовался большим почетом и уважением до XIX в.. Более того, плита с греческой надписью 1557 г. из станицы Курджипской показывает, что христианство в земле адыгов сохранялось и в XVI веке
Христианские древности на пространстве между Таманью и Большой Лабой есть: укажем древние каменные кресты в ущелье близ Новороссийска, камень с изображением креста и византийской надписью в ущелье р. Шебша, крест у станицы Береговой, уже упоминавшаяся плита 1557 г. из станицы Курджипской, медный крест энколпион из станицы Махошевской и другие находки.
Около 515 г. к прикаспийским гуннам прибыл епископ — армянин Кардост с пятью священниками, которые «многих окрестили и обучали (некоторых) из гуннов». Кроме того, армянские миссионеры «выпустили» священное писание на гуннском языке, что должно подразумевать и создание гуннской письменности, а это есть культурное событие огромного значения.
В 682 г. албанское посольство во главе с епископом Исраилом прибыло к гуннскому князю Алп-Илитверу в г. Варачан, отождествляемый достаточно обоснованно В. Г. Котовичем с городищем Урцеки к северу от Дербента. Исраилу удалось склонить Алп-Илитвера к принятию христианства, а М. И. Артамонов обратил внимание на подтверждение этого факта в «Истории агван» Моисея Каганкатваци.
Заметим, что есть признаки сохранения несторианского христианства в горных ущельях Центрального Кавказа до XIV в. Имеем в виду Трусовскую надгробную плиту, найденную в Казбегском районе Грузии в 1957 г. и дешифрованную Г. Ф. Турчаниновым. Согласно заключению Г. Ф. Турчанинова, никем из специалистов не подвергнутому сомнению, надпись на плите сделана сирийско-несторианским письмом на осетинском языке и имеет дату 1326 год.
Таким образом, существование большой христианской общины в Хазарии в VIII-IX вв. вполне достоверно, хотя и плохо освещено как письменными, так и археологическими источниками.
Следовательно, можно с уверенностью говорить о существовании монастыря Иоанна Крестителя в Алании во второй половине VII веке.
В VIII-IX вв. на территории Алании появились первые материальные следы христианства.
Принятие христианства феодальной верхушкой Алании произошло в IX веке.
Предлагаемая дата официального крещения и принятия христианства как государственной религии Алании ее царем и социальной верхушкой, возможно, 916 год.
Зеленчукские храмы 10 века.
* * *