Приближается праздник Крещения Господня или Богоявления, а значит среди народа Божия, особенно той части, которая больше верит в крещенскую воду, чем во Христа, начинают циркулировать слухи и домыслы о святой воде.
Люди, которые давно и прочно срослись с диваном и пультом от телевизора, из года в год любят повторять словно буддийскую мантру тезис о том, что в день праздника любая вода, будь она из под крана или магазинной тары чудесным образом освящается. И такое поверье можно понять, учитывая незыблемую лень невоцерковленного человека идти по холоду на ночное богослужение, стоять там в толпе, слушать «непонятные» молитвы, потом в очереди за водой. Гораздо комфортнее «освятить» ее дома, просто набрав банку из-под крана.
Вера в святость всего водного естества в этот день имеет право быть в том случае, если человек по независящим от него причинам не может быть в этот день в храме на молитве. Можно вспомнить множество воспоминаний узников советских лагерей в священном сане и простых верующих, которые набирали в этот день воду из проруби или питьевых цистерн с молитвой и верой во Христа, помня непреходящую истину Священного Писания: «По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29).
Что же на самом деле представляет собой крещенская вода, как она освящается и какую пользу приносит? Сразу оговорюсь, что никакого серебра при освящении в подавляющем большинстве храмов не используется, так как кресты изготовляются чаще всего из дерева и металла. В свое время в советское время даже придумали хороший анекдот, замучавшись каждый раз проговаривать скептикам азбучные моменты: «Сколько ионов серебра содержится в литре святой воды, которую набрали из проруби в реке, ширина которой 4 метра, глубина — 2м, скорость течения — 15 км в час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду — деревянный»?
Чин освящения воды в праздник Богоявления очень древний, ему около 1500 лет. Возник это чин, органично отделившись от чина освящения воды в Таинстве Крещения. В настоящее время в практике нашей Церкви подобный чин совершается лишь дважды в год: после вечерни в Крещенский Сочельник и после Литургии самого праздника. И нужно отметить, что вопреки расхожему мнению, между этими чинами нет абсолютно никакой разницы. Сергей Булгаков в своей «Настольной книге для священно-церковнослужителей» пишет: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах». Верующие люди набирают крещенскую воду как правило в прок, чтобы ее хватило на весь будущий год. При этом совершенно не обязательно надрываться и нести домой двадцатилитровые канистры, рискуя получить грыжу. Можно вполне взять небольшую емкость, по мере необходимости в дальнейшем разбавляя святыню обычной сырой водой. Крещенскую хранят как величайшую святыню, употребляю натощак с молитвой во время болезни, отчаяния, скорби. Ею же можно окропить свое жилище, машину. Из некорректных, но вполне распространенных практик добавление святыни в ванночки для детей. Вроде бы благочестивая подоплека оканчивается тем, что освященная вода попадает в канализационный сток, куда выводится вся канализация. Верующие люди знают на своем опыте, что крещенская вода обладает совершенно фантастическими свойствами не портиться годами и десятилетиями, при этом не меняя своего химического состава. Святитель Иоанн Златоуст писал, что крещенская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Особое распространение в день праздника получила традиция купания в водоемах. И здесь мнения верующих людей тоже весьма расходятся. В этом вопросе нужно стараться избегать крайностей. С одной стороны, мы должны памятовать, что купание в холодной воде на крещение, даже если мы трижды погружаемся с молитвой, претерпеваем колючий мороз, ни коим образом не сказывается на нашей греховности, как считают некоторые. Никакое купание не может заменить нам искреннее, деятельно покаяние в своих грехах с последующим изменением своей жизни. С другой стороны, нет особого смысла осуждать это действо, если оно не сопряжено с распитием горячительных напитков, бахвальством, ненужным переохлаждением. Заканчивая свои мысли, хотел бы напомнить всем верным, что квинтэссенция любого праздника, будь то Рождество или Крещение Господне является сопереживание Евангельским события, молитвенное участие в их воспоминание и как венец празднования — участие в Евхаристии.
Иерей Антоний Скрынников