Найти тему
Живое предание

Как бы мы ни относились к Церкви, она центр этого мира

Церковь часто сравнивают с лечебницей, но нельзя всю жизнь прожить в больнице. Господь хочет, чтобы мы жили полной жизнью и были счастливы везде, где бы ни оказались. Какие люди приходят сегодня в храм и почему? Все ли прихожане являются христианами в полном смысле этого слова? Почему нам так важно ополчаться против кого-то? Нужно ли выбирать правильный путь или он со Христом всегда верен? Беседуем об этом со священником Сергием Кругловым.

В духовных супермаркетах есть все, только со смыслом напряженка

Храмы наши сегодня полны, и люди там — самые разные. Их не так просто классифицировать. Одно замечу, христиан (не будем забывать, что мы не просто православные, а православные христиане) — мало. И так было всегда. О качестве христианской жизни нельзя судить по количественным показателям. Это жизнь со Христом, жизнь в Боге. Она и явная, и сокрытая, но очень индивидуальная.

Все люди религиозны, это заложено в природе человека. Просто верят они в разное. Во что только ни верят! Даже если точно знают, что ни во что, — это тоже своего рода религия. Думаю, XXI век будет веком более религиозным, чем предыдущие. Одна из причин — разочарование в безрелигиозном, секулярном образе жизни. Хотя он и принес нашему миру многое — новации в науке, технике, медицине. А еще — огромные супермаркеты, в которых есть все — любая идея, любая религия.

Как в старом фильме «Адвокат дьявола». К герою, который живет в Нью-Йорке, приехала мама из маленького городка. Вскоре она почувствовала, что происходят какие-то нехорошие вещи, и засобирались домой. Герой, которого играет молодой Киану Ривз, спрашивает ее: «Мама, почему ты решила уехать?» И она говорит, что скучает по своей церкви — маленькой протестантской общине. Киану Ривз ей отвечает: «Мама, ну ты же в Нью-Йорке. У нас на каждой улице 50 церквей — выбирай любую».

-2

Так и в современном духовном супермаркете можно выбрать любую идею. Хочешь протест? Пожалуйста. Панк-культура — на этой полке. Хиппи — на соседней. Есть все что угодно. Все регламентировано и красиво упаковано. На всем — ценники. К любым идеям прилагаются коучи. Но современному человеку нужен смысл, без него невозможно жить. А со смыслом всегда напряженка. И поиск его труден, человек чувствует, что одним только формальным исполнением религиозных обрядов не обойтись, нужно копать гораздо глубже, карабкаться гораздо выше… Без помощи Божьей тут человеку не обойтись.

Поиск «врагов» на религиозной почве

Многие ужасные вещи, которые мы наблюдаем сегодня в мире, имеет религиозную подоплеку. Очень часто далекую от библейской, от христианской.

С одной стороны, человек приходит в Церковь по причине того, что он человек. Каждый — личность, которая основана на Богом данной свободе. Каждый имеет право себя реализовать, имеет право на свои взгляды. И один человек никогда не сможет прожить жизнь другого. Поэтому глупы и вредны разного рода советы и программы, как надо людям жить. «Расскажите, батюшка, как мне жить?» — «Не могу я, чадо, за тебя прожить твою жизнь».

А с другой стороны — человек похож на всех других людей. Он не может жить один, он так создан. Он стремится к «своим». В нашем случае «свои» — это Церковь, община, объединенная общей целью. Есть, правда, здесь и опасность: в падшем мире законы выживания племени понуждают его бороться за свои ресурсы, за свою территорию, за свою идентичность против другого такого же племени, имеющего те же проблемы выживания. Если люди сбиваются в такую толпу, ее легко поджечь идеями ксенофобии и вражды. И тогда одна толпа воюет с другой, а религия становится лишь орудием в этой борьбе.

Объединения людей по признаку религиозности — очень сильная вещь. Здесь человек получает мощную поддержку. Он с Богом, он прав — потому что с Богом. Он в правильном месте. И есть большое искушение сказать всем остальным: «Вы не правы, вы не в том месте и вы без Бога». Это тоже имеет библейские корни.

Первое убийство произошло, как известно, на религиозной почве. Жили два брата — Каин и Авель. Оба любили Бога и жаждали быть с Ним. Каин даже напрямую разговаривал с Богом. Но он хотел, чтобы Бог любил только его. Хотел стяжать благодать Божию для себя. И Господь не лишал его этого. Каин не вынес лишь единственного испытания — того, что Бог поделился с кем-то еще своей любовью. Получается, что он убил брата из-за любви к Богу (другой вопрос, какого именно свойства была эта любовь).

Человек не может всю жизнь прожить в больнице

Люди ощущают в храме тихую гавань, где можно быть с Отцом. И это можно понять — у человека много разных скорбей в жизни. Происшествий, поломанных иллюзий. И он иногда просто доползает до храма, где только и может вздохнуть. Где могут, наконец, срастись сломанные кости его души. И это хорошо.

-3

Церковь часто сравнивают с лечебницей. Но мы ведь понимаем, что человек не может всю жизнь прожить в больнице. Он выздоравливает и должен выйти — должен продолжить обычную жизнь. А мир — чужой, бесовский, полный искушения и опасности. Мир, с которым надо воевать. Эти настроения были в истории христианства всегда, все 2000 лет.

Но Христос ждет от нас другого. Он хочет, чтобы Его ученики были христианами везде и всюду — дома, в семье, на работе, на улице. Христос хочет, чтобы в этой обычной жизни человек оставался с Ним. Жизнь с Ним — это все та же жизнь, но в другом контексте. Она повернута по-другому, направлена в другое измерение. И это выглядит с точки зрения всех остальных немного неправильно. Каждый встречный хочет такого человека подправить, чтобы шел «как все». Я думаю, это знакомо всем, кто пытался жить по-христиански.

Перед нами не три, а 33 дороги. Куда идти?

Многие люди приходят в Церковь в поисках своей идентичности. В желании узнать, кто я — и кто мы, каков я — и что объединяет меня с другими. Важно понять: все мы — часть рода человеческого, который создал Господь. И в то же время каждый из нас — уникальная личность перед Богом. Но это очень трудно. Это процесс долгого воспитания. За один курс воскресной школы это не усвоишь, в книжке не прочитаешь. Это надо прожить.

И я желаю всем людям, которых встречаю, начать двигаться в этом направлении. И всячески их поддерживаю, говорю, что все будет хорошо. Но легко не будет никогда. Они мне возражают: «Мы на перепутье, перед нами не три, а 33 дороги. Господь рядом, но Он молчит. Куда нам идти?» Я отвечаю: «А вы прислушайтесь. Может, Господь и говорит, но тихо — „гласом хлада тонка“ (3 Цар 19:11–12). Попробуйте заставить свои злободневные тревоги, страхи, страсти, желания, предрассудки не шуметь, не галдеть у вас в голове и в сердце, и услышите в тишине: „Иди по любой дороге, которую ты выберешь. Это твои дороги. Но куда бы ты ни пошел, Я пойду с тобой“».

-4

Именно так делает Христос, именно так делает Сын Божий. Он приходит с неба, условно говоря, на землю. И идет по любой дороге, по которой идет человек — везде и всюду. Он здесь во всем, что бы ни делали христиане — те, кому нужен Христос. Он всегда с ними.

А вот что делать тем, кому Христос не нужен, этого я не знаю. У каждого свой опыт жизни, и это тоже надо уважать. Кто ты такой, чтобы хулить чужую веру. Каждый стоит перед своим богом, и перед своим богом падает. И даже если ты видишь, как он падает перед своим богом, помни, что человек может встать. За него наш Господь тоже переживает.

Нельзя никого научить, можно только свидетельствовать

Чем дольше живешь, тем больше понимаешь, что жизнь с Христом — это не про череду попыток «выглядеть церковно». Сделал попытку — передохнул и снова попытался. Нет, это не про то. Жизнь со Христом — естественная жизнь. И понимание того, что заповеди Христовы — это истина, приходит к тебе с течением этой жизни. А еще приходит понимание, что ты не можешь никого этому научить. Можешь рассказать, можешь свидетельствовать. Апостолы благовествовали, но не могли насильно ничего с людьми сделать. Не могли передать людям ничего, кроме Духа. А ведь Дух еще надо принять.

Есть люди, которые присоединяются к Церкви как к институции. А каково Её положение в современном обществе, мы прекрасно видим. Сейчас не девяностые годы — не выстраиваются очереди из бандитов, которые хотят построить храмы. Нет благоговейных очередей и к батюшкам за советом. Нет сотен крещаемых. (А я помню времена, когда в Минусинске приходило креститься человек по 50–70 в день.)

А христианин ли ты?

Нет в нашем обществе и духовных авторитетов среди священства. Да и вообще нет духовных авторитетов, то есть тех, кому следует подчиняться беспрекословно и верить на слово, некритично (в этом смысле само слово «авторитет» имеет привкус чего-то из понятий криминального мира, в Церкви нет авторитетов, есть Бог, любовь и свобода). Люди уже имеют свой опыт жизни в Церкви, часто непростой, выстраданный и глубокий. Иллюзии, что Церковь даст ответ на все наши болезненные вопросы и они моментально разрешатся, рухнули. Но это и хорошо. Нужно ли ставить христианскую Церковь во главе всех этих вопросов? Если ты сам не христианин — это бесполезно.

-5

Перед человеком встает вопрос: а христианин я или нет? Я много лет хожу в церковь, исповедуюсь, причащаюсь. Зачем? Это тот самый вопрос смысла, который встает не только в секулярным обществе, но и в церковном.

Все пройдет, а центр мира останется

Некоторые настаивают, что надо упразднить отживший средневековый институт. Другие им отвечают, что вместе с водой можно выплеснуть и младенца. А третьи возражают и первым, и вторым: мол, вы говорите о разных Церквах, о разных вещах. И эти споры не прекращаются никогда.

А сейчас они особо болезненны. Потому что многие люди в поисках смысла понимают, что именно в этом самом месте, которое мы, может быть, отрицаем, в котором не видим ничего, кроме института по продаже свечек и вычитки акафистов, на самом деле происходит что-то важное, и Христос, наш Спаситель, это место отнюдь не покинул. Да, в этом месте мы часто видим Его страдающим, идущим снова и снова на крест и позор из-за наших грехов, ради их исправления — но видим Его и во славе, в свете истинной жизни, к которой, каждый по-своему, стремимся и мы.

Я бы сравнил Церковь со Святой землей, с Иерусалимом. Малюсенький клочок земли, где ничего нет, кроме камней. Но веками за нее ведутся войны. Всем она нужна. Люди чувствуют, что там что-то есть, что-то очень важное. Что это — центр мира. Так же и Православная Церковь в России — это для нас центр мира. Как бы мы к ней ни относились — хорошо или плохо. Это все пройдет, а центр мира останется.

По беседе «Позволяет ли совесть ездить без билета и качать пиратский сериал?»

Священник Сергий Круглов служит в Спасском соборе г. Минусинска Красноярского края. Он известный поэт, лауреат литературных премий; его стихи включены в антологии современной русской поэзии, переведены на многие языки. Автор двух десятков книг стихов, прозаических книг «Про отца Филофила», «Усилие воскресенья», «Движение к небу», «Про Н., Костю Иночкина и Ностальжи. Приключения в жизни будничной и вечной», публицист и колумнист православных интернет-изданий.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!


Портал «Предание» и благотворительный фонд «Предание» — это прежде всего люди. Без людей сайт не будет обновляться, не будут исправляться ошибки и постепенно всё пропадёт. Без людей некому будет собирать просьбы от нуждающихся, некому будет отсеивать мошенников, некому будет договариваться с больницами и аптеками. И нуждающиеся останутся без помощи.

Сотрудники «Предания» не наследники богатых состояний, не рантье и не владельцы бизнесов. Среди нас несколько многодетных родителей, некоторые снимают жильё, некоторые живут там, где идёт война. Почти у всех есть семьи. Почти все мы живём почти на грани бедности.

Мы не хотим бросать наше дело из-за того, что нам нужно как-то выживать. Но мы НИЧЕГО не сможем, если у нас не будет поддержки, если мы не будем знать, что завтра мы не окажемся без зарплат и с семьями на руках. Нам нужен завтрашний день, и никто, кроме вас, не может его дать.

Просто подпишитесь на регулярное пожертвование.
Пусть даже небольшое,
но регулярное.