Этот богомудрый отец Церкви появился на свет около 330 года в каппадокийской Кесарии в благочестивом семействе праведных христиан Василия и Емилии.
Первые наставления в благочестии услышал будущий подвижник от его бабушки Макрины, которая в юные лета удостоилась бывать на проповедях св. Григория Чудотворца. Отец же юного Василия, будучи учителем философии и риторики, обучил сына светским наукам.
В 17 лет Василий, ища новых знаний, ушел в Константинополь, а оттуда в Афины – центр премудрости эллинов. Здесь он нашел друга – славного святителя Григория Богослова, в ту пору также обучавшегося в Афинах. Молодые люди изучили грамматику, физику, медицину и прочие земные науки, однако разум их искал наук иного рода – тех, которые вдохновляемы были Небесным Озарением.
Святой Василий отправился за этими знаниями в Египет – страну, где в тот период пребывало немало подвижников. Он встречался со многими угодниками: святыми Пафнутием, Макарием Александрийским, Пахомием и другими праведными мужами. После этого он посетил Сирию, Палестину и Месопотамию, поскольку очень желал увидеть эти священные края.
Затем, в сопровождении учителя Еввула, посетил юноша Иерусалим, где принял крещение.
Посетив Священный Град, Василий вернулся в Кесарию, где принял сан пресвитера и сделался главою местных иноков, однако через год угодник, из-за зависти местного епископа Евсевия, удалился из города в Понтийскую пустыню. Здесь к нему присоединился его друг – будущий святитель Григорий.
Трудясь духовно в Понтийской пустыне, святые Василий Великий и Григорий Богослов определи Устав жития иноческого, которым до сегодняшнего дня во многом руководствуются иноки Восточной Церкви.
Но через весьма недолгое время подвижникам пришлось оставить место своего отшельничества, поскольку Церкви, одолеваемой в ту пору арианским учением, понадобились их боговдохновенные проповеди.
По кончине епископа Евсевия, святой Василий был избран на Кесарийскую кафедру. По его молитвам к Создателю он был удостоен видения Спасителя со ангелами, Который даровал служителю Своему благодатную способность составления хвалебных текстов, используемых до наших дней при богослужениях.
Над Святым Престолом разместил святитель сделанного из золота голубя, по примеру того, что явлен был ему при Иордане во время крещения, и та птица троекратным сотрясением возвещала всякий раз клиру на Литургии о Сошествии Духа Святого.
Не миновали благочестивого святителя и искушения. Так, в правление императора Валента, который был убежденным арианином, епископа всячески склоняли к отречению от Правой Веры. Грозили отнять его имение, не зная, что в собственности святителя, кроме одежд, было всего то несколько книг. Затем правитель решил изгнать праведника из города, однако, когда он хотел подписать о том повеление, трость для письма трижды ломалась в его руках, и потому приговор отменили. После тех дивных явлений хотели было за неповиновение царю-арианину подвергнуть святого Василия истязаниям, однако кесарийский епарх убоялся народного гнева, поскольку возмущенная арестом святителя паства с оружием начала собираться у его жилища.
До последних часов жития обращал боголюбивый епископ заблудших на стезю спасения. Уже на одре болезни, зная о скорой кончине, умолил он Создателя продлить часы его жития до утреннего восхода, чтобы уверовал в Искупителя не хотевший последовать Святому Учению искусный врач иудей Иосиф, которого угодник крестил вместе с семейством в последний час своего бытия земного.
Святитель отошел ко Господу 1(14) января 379 года. Великие людские толпы стеклись в ту пору в Кесарию, чтобы попрощаться с любимым пастырем.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИКОНОГРАФИИ ЭТОГО СВЯТОГО
Самые ранние из сохранившихся ликов святителя можно увидеть в Екатерининском монастыре на Синае и в римской церкви Санта-Мария Антиква. Они относятся к VII-му столетию.
Иногда святителя изображают вместе с преподобным Ефремом Сириным, посетившим некогда угодника ради наставлений, или с иными святителями. Особенно распространены совместные изображения его со святыми Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, поскольку в XI-м веке в Византии учреждено было празднование этих Трех Святителей.
Существуют образы подвижника с житийными циклами. Известнейший из них, созданный в 1674 году, находится в Ярославском художественном музее. Данный образ включает 42 клейма, образно повествующих о дивных деяниях угодника.
В Музее Московского Кремля находится пелена, исполненная небезызвестной Ефросинией Старицкой – теткой государя Иоанна Васильевича (Грозного). Святитель представлен на ней в изображении, рассказывающем о его последнем чуде – приведении к Православию еврейского врачевателя Иосифа. Пелена эта в 1570 году была вложена в Соловецкую обитель.
О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ?
Помощи святителя верующие просят в брани с искушающими их страстями.
Святого Василия считают покровителем томящихся в заключении, памятуя об известном случае освобождения по его предстательству некоего сборщика податей из Кесарии.
Этот Божий угодник является защитником оклеветанных.
По молитвенным прошениям епископу Кесарийскому Василию совершались многие врачевания недужных, ведь этот подвижник, как известно, еще в молодые годы изучил медицину и был искусным врачом. В дальнейшем он основал первый в истории «больничный комплекс» - так называемую «Василиаду», где самым тяжелым больным оказывалась необходимая помощь.
После известного случая с преподобным Ефремом Сириным, по молитве святителя уразумевшего эллинское наречие, святителю Василию молятся о споспешествовании в изучении иностранных языков, а, равным образом, и в разумении всяких иных наук.