У меня двое детей. Один детсадовского возраста, второй – подросткового.
Когда терпение в налаживании семейной дисциплины подходит к точке кипения, я достаю смартфон и начинаю показывать нарушителям назидательное видео.
Младшему пока заходит нетленное произведение К. Коллоди, «Пиноккио». Малыш округляет глаза и с замиранием сердца смотрит на то, как оступившиеся дети постепенно превращаются в ослов, а потом рыдая тянутся в теплое лоно семьи.
Подростку сказка про деревянного мальчика не заходит от слова “совсем”, доверия эта детская история в подростковом сознании уже не вызывает. В связи с этим животрепещущая трансформация симпатичных детей в странно, по современным меркам, одетых, асоциальных существ, изрыгающих воинственные вопли типа «чушпан», ему была предъявлена в виде модного проекта «Слово пацана». Обе истории, изложенные с разницей в столетие, в общем то, про одно и тоже – становление и взросление личности в окружающих обстоятельствах непреодолимой силы.
На тинейджера сериал оставил неизгладимые впечатления. Сейчас уже сложно поверить, что страна на рубеже веков жила, бессмысленно и безнадежно проводя тягучее время: кто на улице – деля «асфальт»; кто за станком - производя никому ненужные изделия; кто в пропаганде уже даже тогда неактуальных социалистических ценностей.
Я давно искал произведение массовой популярной культуры, которое в доходчивой форме, без лишнего морализаторства, объяснило бы подростку о тупиковой перспективе участия в любой форме ОПГ. Наши кинематографисты наконец-то порадовали сериалом, от которого невозможно оторваться и который, без зазрения совести, можно посоветовать вступающим в жизнь молодым людям. В общем все как в классике: «Надевать он стал пальто - говорят ему не то». По итогу, нарядный трехполосый «Адидас» оказался зрителю «ближе» и человечнее серого и невзрачного «Пальто».
Я знаю «материал» не понаслышке, так как сам вырос в промышленном районе «Новый Город» Ульяновска, который и сейчас «знаменит» своей подростковой уличной преступностью (https://dzen.ru/a/ZYFU9-iO5GaKS59o). За время обучения в средних классах школы у нас было 2 убийства в параллели, групповое изнасилование, не говоря уже о букете других преступлений из УК РСФСР, статьи которого мы изучали на внеклассных занятиях с отделом профилактики подростковых преступлений районного отдела милиции.
Рефлексируя, в первую очередь стоит отметить тотальную беспросветность, цинизм и отсутствии веры в любое «светлое будущее». Обещанный к 80 году коммунизм не наступил, планы по пятилеткам не выполнялись, религия осуждалась на обязательных занятиях по научному атеизму, культура, за исключением телевизора, практически отсутствовала – один театр и тройка кинотеатров на весь полумиллионный город. Спортивные секции ограничивались дополнительными скучными занятиями по легкой атлетике в школе. Дети рождались не по любви, а только из-за единственной возможности улучшить жилищные условия при рождении ребенка. Короче – это все плоды первого демографического перехода и массовой индустриализации, закончившейся, как раз, к началу 80х, когда родилось это поколение "конторщиков".
В сериале хорошо показаны симулякры западной культуры, имевшие с ней мало общего. С одной стороны гопники ненавидят Америку, с другой стороны они ее никогда и не видели, не сталкивались с американской продукцией и культурой. Бейсболка «сеточка» USA California изготавливалась вьетнамцами, часы Montana, как и любимые боевики про единоборства – изготавливались в Гонконге, порнография – в Западной Германии, клоны игровых приставок – на Тайване. Массовая американская культура хлынет на СССР несколько позже, вместе с телепередачей «Час Диснея», только в начале 1991 года.
Отсутствие реальной социальной жизни в виде постоянных очередей, талонов, дефицита всего нужного в фильме почти не показано, скорее всего, чтобы не раздражать ностальгирующее поколение. Социологи, указывают, на что, что раскол в современном российском обществе, прежде всего, происходит по возрастной линии – поколение 55+ абсолютно не принимает современные ценности и культуру более молодых поколений, зацикливаясь на ностальгии по брежневским временам. Это видно даже по рецензиям и отзывам на сам сериал. Недовольное "бульканье" предпенсионеров сводится к неправдоподобности съемок о времени последней пятилетки СССР и «чернухе» сюжета.
Про замеченные неточности в одежде, архитектурных элементах, расцветки пешеходных переходов, окрасе автомобилей и других несущественных моментов – могу посоветовать посмотреть сериал в черно- белом цвете или настроив грязно- коричневый цвет сепии (например, как в фильме «Собачье сердце», вышедший в том же году, когда происходит действие сериала). Несущественные детали в виде пластиковых окон сражу же тускнеют и не бросаются в глаза, позволяя сосредоточиться на сюжете.
У меня остается только один вопрос после просмотра. Почему его сделали только сейчас? Неужели мы опять «ждем перемен» и ходим по краю уходящей эпохи? Что впереди – новые 90е? Можем повторить? Спасибо – не надо.