Найти тему
Исторические мелочи

Надевала ли Екатерина I военный мундир?

Достаточно распространенным знанием является информация о том, что традиция ношения российскими императрицами (а, возможно, и вообще – европейскими монархинями) т.н. «мундирных платьев», своеобразного женского аналога мужских военных мундиров, была заложена Екатериной II. Также широко известен факт, что Елизавета Петровна еще ранее периодически надевала «обычный» мужской мундир. И то, и другое упоминается в периодически публикующихся на Дзене материалах, посвященных мундирным платьям и вообще ношению женщинами военной униформы.

А надевала ли когда-нибудь в своей жизни военный мундир императрица Екатерина I?

Я, честно говоря, никогда не задумывался над этим вопросом, вполне удовлетворенный общепринятым взглядом, что первой это стала делать, вроде бы, Елизавета.

Пока не увидел вот это

Этот портрет Екатерины I работы Г.К. Гроота хранится во дворце Кадриорг в Таллине. Я там был, но такого портрета не помню, возможно, он лежит где-нибудь в запасниках. Так или иначе, вполне допускаю, что эта картина широко известна, многие читатели, возможно, удивятся моему удивлению, но для меня она стал сюрпризом.

Екатерина I изображена, насколько я понимаю, в мундире старшего офицера одного и двух существовавших в период ее правления гвардейских полков – Преображенского и Семеновского. Офицерские мундиры этих полков, в отличие от солдатских, не различались цветом воротников, которые в обеих частях в данном случае были зеленые. Здесь на канале в комментариях пару раз появлялся один из лучших специалистов по русскому военному мундиру XVIII в. Роберто Паласиос-Фернандес, возможно, он в случае необходимости поправит.

Перед нами свидетельство того, что Елизавета Петровна была не первой российской императрицей, надевавшей мужской военный мундир?

Похоже, нет.

Портрет Екатерины Алексеевны из Кадриорга и композицией в целом, и в деталях подозрительно похож на портрет в военном мундире (также, насколько понимаю, гвардейской пехоты) Елизаветы Петровны работы того же Г.К. Гроота.

-2

Георг Кристоф Гроот, родившийся в 1716 г. и приехавший в Россию в 1741 г. не мог писать с натуры Екатерину I, скончавшуюся в 1727 г. С натуры он мел возможность писать портреты Елизаветы Петровны, в том числе и конные, в военном мундире. Помимо уже приведенного, известен, как минимум, еще один созданный им портрет императрицы Елизаветы в мундире на коне.

-3

Тем же периодом, что и портреты Елизаветы Петровны, то есть 1740-ми годами, датируется и таллинский портрет Екатерины I, созданный Гроотом «в том же ключе», что и конные изображения Елизаветы и особенно близко к первому из них.

Лицо же Екатерины I он воспроизвел, вероятно, с известного портрета работы Ж.М. Натье 1717 г.

-4

Уже после того, как я сделал эти глубокомысленные выводы, я нашел статью К.Б. Назаренко (а это также очень хороший специалист по русскому мундиру XVIII в.) «Феномен женского мундирного платья в России XVIII в.: к вопросу о его появлении», где он пишет о кадриоргском портрете следующее:

«Существует портрет Екатерины I в нерегламентированном генеральском костюме, который относится ко времени правления Елизаветы Петровны и, скорее всего, является подражанием портретам последней».

Как видим, за исключением характеристики мундира, который Назаренко определяет как «нерегламентированный генеральский» (в чем я совершенно не намерен с ним спорить, доверяя его компетентности), в главном рассматриваемом в настоящем материале вопросе мои предположения совпали с позицией мэтра.

Портрет императрицы Екатерины I работы Г.К. Гроота из дворца Кадриорг в Таллине, изображающий ее в мундире и верхом, не может служить достоверным свидетельством того, что Екатерина Алексеевна действительно надевала военный мундир. И, как понимаю, в письменных источниках указаний на такие факты тоже нет.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.