Найти тему
Папирус бывшего жреца

Британский музей против Лувра

Начало 19 века. Ещё не родилась наука египтология, но уже вовсю лихорадила Европу египтомания. На берега Нила стекались авантюристы, в надежде урвать кусок получше. Извлекали, вывозили и перепродавали различные артефакты, начиная от хрупких папирусов и заканчивая гранитными обелисками.

С точки зрения современной археологии, такая практика может рассматриваться как мародёрство и вандализм, поскольку удаление произведений искусства с их первоначального места наносит ущерб целостности исторического места и лишает археологов важной информации, которую можно было бы извлечь из контекста.

-2

Однако, в то время, когда археология еще не была наукой (для примера, сравните алхимию и химию), изъятие произведений искусства для их выставки в европейских музеях и салонах считалось предпочтительнее, чем оставить их в стране "варваров" на верную гибель.

Европа открывает для себя Египет.
Европа открывает для себя Египет.

Со времени наполеоновской экспедиции перемещение египетских древностей в Европу становится исключительной привилегией дипломатических представителей Франции и Англии: французского генерального консула Бернардино Дроветти:

-4

И его конкурента, британского консула, Генри Солта:

-5

Француз и британец развернули между собою самую настоящую войну за "египетское наследство". В ней применялись такие приемы, как шантаж, взятки, и даже выстрел из-за угла!!!

Кстати, именно в ходе этих "военных действий" в Британский музей, в 1821 году, попала знаменитая колоссальная голова "Юного Мемнона":
-6

Его доставил к Солту знаменитый авантюрист Джованни Бельцони:

-7
Методы раскопок у Бельцони были почти варварские, вплоть до использования взрывчатки. Не имея опыта в археологических методах, Бельцони нанес ущерб различным местам, которые он исследовал. Но он обладал безупречным художественным вкусом, благодаря которому выбирал несомненные шедевры для отправки в Англию.
Транспортировка Рамсеса Второго для отправки в Британию.
Транспортировка Рамсеса Второго для отправки в Британию.
А то, что переправить не мог, детально зарисовывал:
-9

Но, как не странно, вот эта замечательная скульптурная группа, найденная британцем Солтом, внесена в реестр Музея Лувра, уже в 1826 году, и по сей день выставлена там:

-10
Известняковая статуя представляет собою семейный портрет, и датируется 4-й династией Древнего Царства. Древнего Египта (ок. 2620-2500 гг. до н.э.). Когда-то известняк был расписан, и до сих пор сохранились следы краски, в том числе черные, красные и желтые пигменты.
И, да, это всё, что мы можем о ней сказать... Именно потому, что не знаем её контекста.
-11

Но как статуя, найденная британцем, попала во "вражеский" Лувр?

Что случилось?

Дело в том, что Солт, уйдя с должности, не получил от родины никакого признания, даже пенсии. До конца жизни он оставался в Египте, занимаясь коллекционированием и изучением древностей. И одну из своих коллекций, собранную в период между 1819 и 1824 гг., он продал королю Франции за 10 тысяч фунтов стерлингов. А экспертом при покупке выступал сам великий Жан-Франсуа Шампольон.