"По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, наречённое Ангелом прежде зачатия Его во чреве." (Лк. 2: 21).
14 января православные христиане отмечают Великий праздник – Обрезание Господне, посвящённый событию, бывшему по прошествии восьми дней со дня Рождения Христа, а именно совершению обряда обрезания над Младенцем Христом. Тогда же Младенцу нарекли имя Иисус (см. Лк. 2: 21). В этот же день, 14 января, отмечается день памяти святителя Василия Великого - великого угодника Божия и Богомудрого учителя Церкви.
День Обрезания Господня, как праздник, упоминается в IV веке. В чём смысл этого праздника? Обрезание - это обряд, который был установлен в Ветхом Завете для всех младенцев мужеского пола в знак завета Бога с Авраамом и его потомками. "И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рождённый в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рождённый в доме твоем и купленный за серебро твоё, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным." (Быт. 17: 9-13). Св. ап. Павел говорит, что «знак обрезания (Авраам) получил, как печать праведности чрез веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих» (Рим. IV, 11). Обрезание было заповедано Израилю через Моисея. "И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания её очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его;" (Лев. 12: 1-3).
И Господь принял обрезание, чтобы показать людям неукоснительное исполнение божественных установлений по толкованию Святых Отцов. Жизнь Его началась с Обрезания и закончилась послушанием, Он был послушен Отцу и принял крестную смерть ради спасения людей; "смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной." (Фил. 2: 8). Соблюдение данного обряда Марией и Иосифом ещё раз говорит о благочестии Божией Матери и Иосифа, послушании установлениям закона. Была и ещё одна причина принятия обрезания Христом по словам Святых Отцов, а именно: чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Спаситель был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.
Все события из жизни Спасителя, описанные в Евангелии, значимы для христиан. праздник Обрезания Господня имеет глубокий духовный смысл. Сначала следует рассказать, какое значение имеет обрезание для иудеев, богоизбранного народа, в среде которого родился Господь. Обрезание у иудеев было знамением, что Господь избрал их, как Свой народ. "Для чего, говорит блаж. Феодорит, Бог повелел Аврааму обрезаться (Быт. XVII, 24)? Предсказав потомкам его пресельничество, промышляет некое охранениe благочестию, чтобы, смешавшись с людьми нечестивыми, не растлили они благородства, но, взирая на знамение, сохраняли неизгладимое памятование о Давшем cиe знамение." Символическое значение обрезания указывало на нравственные обязанности евреев, как народа, избранного развиться в народ святой. Обрезавшаяся крайняя плоть, служила символом «похотей прелестных» (Еф. IV, 22), плотских страстей, греховной порочности, и закон, требовавший обрезывания этой крайней плоти, указывал вместе с тем евреям на необходимость как бы обрезать от своего сердца его порочность, чтобы развиться в народ святой (Иep. IV, 4; IX, 26). Таким образом, плотское обрезание было символом того обрезания "мысленного", как выражается св. Кирилл Александрийский (III, 115), о котором (обрезании) Сам Бог говорил евреям: «обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и не будьте вперед жестоковыйны» (Втор. X. 16).
Конечно же обряд обрезания имел духовный смысл, был важным для иудеев и говорил о почитании ими Бога и Его установлений. Обряд обрезания у евреев был прообразом обрезания духовного, установленного в Новом Завете. Апостол Павел говорит: "Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога." (Рим. 2: 28-29). Самое же главное иметь обрезание в сердце, его ещё называют обрезанием от страстей, чистота, целомудрие, любовь к Богу.
Христиане - это Новый Израиль, люди, избранные Богом. Нам проповедано Евангелие. Как говорит Господь в Евангелии: "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине." (Ин. 4: 24). И соответственно, уже не для ветхого плотского человека установлен Закон, но для нового, водимого Духом, того, кто призван быть сыном Божиим, быть подобным Ангелам Божиим. "Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии." (Рим. 8: 14). Если для иудеев обряд обрезания был знамением того, что Господь избрал их, как Свой народ, знамением завета между Богом и человеком, то христиане после рождения принимают таинство Крещения, становясь членами Церкви Христовой. Думаю, что не случайно праздник Крещения Господня мы отмечаем вскоре после праздника Обрезания. Таинство Крещения для христианина, подобно тому, как для иудеев обрезание, является знамением избрания, знамением того, что человек вступает в новый завет с Богом. Христианин, принимая таинство Крещения, умирает для плотской, греховной жизни, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. И тем, кто принимает Крещение во взрослом возрасте советуют отрезать греховные страсти, очистить сердце от страстей.
И Обрезание для иудеев и Крещение для христиан имеют глубокий духовный смысл. Но многие иудеи формально исполняли обряд обрезания, не задумываясь о его духовном глубоком смысле. Таким образом, они имели обрезание только на теле, на основании чего, считали себя народом избранным, не задумываясь о духовном смысле обрезания. И христиане тоже, бывает, принимают таинство Крещения формально, только считаясь крещёнными, но не исполняя заповеди Божии, обеты, данные при Крещении. Принятие таинства Крещения - это духовное рождение для жизни по духу, предполагающее послушание Богу, Его заповедям, установлениям Церкви. Такая жизнь ведёт человека в Царство Небесное. Нарушение же заповедей, установлений Церкви является причиной бед и несчастий, которые постигают человека уже в этой жизни, и после окончания земной жизни становится причиной погибели души, нисхождения её во ад.
Господь показывает нам Своим примером, что нужно быть послушными установлениям Божиим от начала Своей земной жизни и до конца. Итак, жизнь Христа на земле началась с послушания Закону Божию и смирения, и закончилась послушанием, как уже было написано выше, к чему призваны и все христиане. И подобно Христу, мы призваны быть послушными заповедям Божиим и сохранять верность Богу до конца.
Также 14 января отмечается Новый год по старому стилю, и можно отчасти окунуться ещё раз в новогоднюю атомосферу. Поздравляю всех христиан с днём Обрезания Господня, с днём памяти святого Василия Великого и со старым Новым годом!
"Во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего и не желай грешить и преступать заповеди Его. Во все дни жизни твоей делай правду и не ходи путями беззакония" (Тов. 4: 5).
Источники: https://azbyka.ru/otechnik/, https://bible.by/, https://azbyka.ru/, https://dzen.ru/a/YMj_-6CCMRfIRDyB.