Перед самым Крещением и после праздника у нас, журналистов из телекомпании Образ Нижегородской епархии было много работы. Встречи, съемки, интервью. И поводы-то всё разные: то прорубь мастера готовят, то реставраторы приехали в отдаленное село иконы в храме подновлять, то освящение крестов для собора. Очень разные темы. Очень разные нам встречались люди. Мы тогда и не думали, что все эти события потом можно будет объединить одним единственным словом. Радость. Нам как-то постоянно попадались радостные люди. Но обо всем по порядку.
Перед Крещением мы, группа журналистов-телевизионщиков, снимали сюжет о том, как готовили купель, делали прорубь на Гребном канале. Интересно было наблюдать, как десяток мастеров вымеряют рулетками лед, ставят деревянные лестницы и перила. Особенно понравилось нам их отношение к работе. Один человек каждую перилину тщательно обрабатывал наждачкой, чтобы заноз не было. Тёр и тёр, долго-долго. Многие и не заметят этого, но мы еще тогда обсудили, что ведь это же нормальная человеческая забота. Когда делают не для того, чтобы похвалили, а просто для людей. Еще показалось интересным, что производится много вычислений, вплоть до того, где именно сделать прорубь – чтобы было не мелко, но и не далеко от берега, искали оптимальный вариант. Промеряли глубину воды, толщину льда, расстояние до берега. Цель: сделать так, чтобы было максимально удобно людям. Еще одно интересное знакомство случилось. Был там мужчина, в резиновых сапогах и теплой куртке, с бензопилой. Это он воду резал, непосредственно. Оказалось, что зовут его Олег Боровский – художник, скульптор, он делает великолепные фигуры, композиции из дерева и льда. В тот день он приехал буквально за несколько часов до начала работы на Гребном канале из Москвы, участвовал там в фестивале ледовых скульптур. И пошел с бензопилой прорубь делать. Как он сам сказал: - «Хочу родному городу помочь». Вот такая коротенькая зарисовочка. Один маленький эпизод из жизни большого города. Но вся многовековая история и состоит из таких вот эпизодов и таких простых хороших людей.
В те же праздники наша съемочная группа отправилась на освящение крестов для арзамасского собора. Спасо-Преображенский монастырь в чем-то настоящая корневая система Арзамаса. С него начинается город. Это было самое начало 2022 года, монастырь и собор активно реставрировали. И мы тогда очень подробно отслеживали весь ход работ, делали сюжеты. Но информация устаревала, а наши личные впечатления остались с нами надолго. Во время вот этого освящения крестов было очень холодно. Всего 8 градусов, но ледяной ветер. Кресты освятили, общая радость, детишки пришли из православной гимназии. Вот от них, от мальчишек-гимназистов – главное впечатление. Холодно, а они очень радостно принимают воду во время окропления. А в конце – общее фото, священники с ребятишками. Закончили, начинают расходится. И радостный крик мальчишки: – «Я замерз». И второй ему отвечает: «Я тоже замерз». Радостные оба. Вот это сочетание – холодно, но радостно – и осталось нашим главным впечатлением от этого события. Давно уже монастырь стоит восстановленный, благоустроенный, а мальчишки эти памятны до сих пор.
И короткий рассказ о школе реставрации. В стопятидесятилетнюю Скорбященскую церковь в селе Новые Ключищи Кстовского района Нижегородской области приехали студентки из Суздальского художественно-реставрационного училища. 10 молоденьких девушек – второкурсниц. Им достались 27 икон, которые надо укрепить, спасти от разрушения и передать следующей группе реставраторов. Это была очередная уже такая школа реставрации. В храмы Нижегородской епархии регулярно приезжали студентки-реставраторы из разных учебных заведений Суздаля, Москвы, Санкт-Петербурга. Храму от них большая помощь. У сельских церквей денег на реставрацию нет. Уникальные иконы, нередко старинные, ветшают, погибают, а тут нежданная радость. Молодым специалистам тоже польза великая– отличная практика. Понятно, что ни в одном учебном заведении студентам не выложат для практики десятки старинных икон. А здесь, в глубинке – пожалуйста. Впечатлений от встречи с этими молодыми студентками была масса. Девушкам было трудно. В сельском храме нет условий – даже лишний раз что-то помыть – проблема. То есть полевые условия. Зима. А они, в основном, городские девчонки, к таким бытовым трудностям не привыкли. Но им интересно. Они делают сразу несколько видов работы, с каждым часом растет их профессионализм. Радуются прихожане этого сельского храма, в чате своем обсуждают реставрацию. Для них храм этот дорог. И вот так в одной точке вихрь простых радостей. Так и получилось, что буквально за несколько дней мы побывали несколько раз в каких-то эпицентрах радостных эмоций. Радость от хорошо сделанной работы. Это у специалистов на проруби. Они прямо светились от того, что делают для людей. Радостные дети на морозном Богослужении были счастливы просто так, без причин и объяснений. Юные реставраторы, поставленные в сложные условия, радовались своим профессиональным успехам. А еще были просто счастливы, когда их хвалили прихожанки. От того, что их работа, просто производственная практика, для кого-то очень и очень важна.
Вот такие коротенькие крещенские рассказы. О радости.