Не секрет, что наибольшее число штрафов за нарушения Закона № 223-ФЗ связано с неразмещением в ЕИС информации о закупках или нарушением сроков такого размещения. Значительную долю из них заказчики получают за нарушения, связанные с ведением реестра договоров, что обусловлено большим количеством подлежащих размещению документов.
Также нельзя исключать и возможность привлечения заказчика к административной ответственности в случае возникновения технических сбоев ЕИС (об одном из недавних таких случаев рассказано в этом материале). И хотя в ряде случаев административный штраф подлежит замене на предупреждение, замена штрафа на предупреждение в действительности не означает освобождение от административной ответственности.
Вместе с тем, в ситуации возможного привлечения к административной ответственности за нарушения порядка ведения реестра договоров специалисту по закупкам будет совсем не лишним знать, а какая ответственность ему грозит за нарушения порядка ведения реестра договоров.
Традиционно за неразмещение информации в реестре договоров ответственных работников заказчика привлекают к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ, за нарушение сроков такого размещения - ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Но соответствует ли такая практика законодательству о закупках?
Для этого обратимся к Правилам ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2014 г. N 1132):
10. В целях ведения реестра заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство:
- а) в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора - информацию и документы, указанные в подп. "а"-"е", "и" (за искл. информации о договорах с субподрядчиками), "м" - "п" п. 2 настоящих Правил;
- б) в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком - информацию, указанную в подп. "и" и "к" п. 2 настоящих Правил (в части информации о договорах с субподрядчиками);
- в) в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор либо исполнения (в том числе приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и (или) оплаты договора) или расторжения договора - информацию и документы, указанные в подп. "ж", "з" и "л" п. 2 настоящих Правил.
18. Федеральное казначейство в течение 3 часов с момента присвоения уникального номера реестровой записи или ее обновления обеспечивает ее внесение в реестр договоров.
22. Размещение реестровой записи в единой информационной системе осуществляется Федеральным казначейством в соответствии с форматами передачи информации, утверждаемыми Федеральным казначейством по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
То есть обязанности заказчика, связанные с реестром договоров, ограничиваются формированием и направлением информации в Федеральное казначейство, а уже Федеральное казначейство обеспечивает размещение данной информации в единой информационной системе.
Но за какие же действия (бездействие) в действительности Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность?
КоАП РФ Статья 7.32.3. Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
4. Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, -
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
5. Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, -
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Примечание: реестр договоров является частью единой информационной системы в сфере закупок в соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ.
То есть размещение информации в реестре договоров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132 осуществляет Федеральное казначейство, а ответственность за неразмещение такой информации в реестре договоров несет заказчик. Звучит странно, Вы не находите? Но именно это и происходит в 100% случаев на практике!
Чтобы развеять оставшиеся сомнения скептиков, обратим внимание на существующую аналогию с ведением реестра контрактов, имеющего схожее назначение и функционирующего в соответствии с Законом № 44-ФЗ:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Статья 103. Реестр контрактов, заключенных заказчиками
3. В течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в п. 1 - 7, 9, 12 и 14 ч. 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений.
КоАП РФ. Статья 7.31. Нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
2. Ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, -
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Иными словами, в случае с реестром контрактов по Закону № 44-ФЗ норма и ответственность за ее нарушения соответствуют друг другу (заказчик, не направивший информацию в Федеральное казначейство, несет ответственность именно за ненаправление этой информации в Федеральное казначейство).
В ситуации с закупками по Закону № 223-ФЗ эта взаимосвязь отсутствует (ненаправление ≠ неразмещению), потому мы можем прийти к закономерному выводу о том, что уже десятый год подряд заказчиков всей страны привлекают к административной ответственности за ненаправление и несвоеременное информации в реестр договоров в отсутствие состава административного правонарушения!
Разумеется, неразмещение информации в реестре договоров не будет образовывать состав административного правонарушения и в действиях работников Федерального казначейства, поскольку Федеральное казначейство размещает в ЕИС только ту информацию, которую направил заказчик.
Тем не менее, автор призывает заказчиков к надлежащему исполнению обязанностей по ведению реестра договоров, а представленную в данном материале информацию рекомендует использовать в качестве аргументации при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности за нарушения, связанные с неразмещением (несвоевременным размещением) информации и документов в реестре договоров.
Автор: Байрашев Виталий Радикович, эксперт в сфере закупок, юрист-практик aromird@yandex.ru
***
Хотите продолжения рубрики «закупочный ликбез»?
Выскажитесь на эту тему в нашем телеграм-канале, вконтакте и дзен.
Ну, или поздравьте с днём рождения автора этого материала :)