Киеву все сложнее найти новых солдат, пишет The Daily Beast. Автор статьи побеседовал с украинцами и узнал, почему они не хотят идти в армию. По их словам, ВСУ используют солдат как пушечное мясо, отправляя в бой инвалидов и совершенно неподготовленных людей.
Штефан Вейхерт (Stefan Weichert)
Прячущиеся от мобилизации мужчины рассказывают Daily Beast, что не доверяют военной системе и опасаются, что их отправят на передовую без должной подготовки.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Киев — Украине не хватает добровольцев, чтобы восполнить нескончаемые потери убитыми и ранеными, которые переполнили украинские кладбища и госпитальные палаты.
Президент Украины Владимир Зеленский говорит, что военное командование пытается найти дополнительно 450-500 тысяч человек, чтобы восполнить потери и увеличить численность армии в 2024 году. Но найти людей на замену павшим становится все сложнее.
Надежда людей на быструю победу угасает, а на кухнях все чаще рассказывают страшные истории о военных действиях. Поэтому некоторые украинцы прячутся, пытаясь скрыться от мобилизации.
Кто-то сидит дома и не выходит на улицу, где полиция и военные раздают повестки и забирают людей в войсковые части. Кто-то бежит с Украины по поддельным документам.
Всем здоровым мужчинам в возрасте от 18 до 60 лет запрещено уезжать из страны. Поэтому для пересечения границы нужна липовая медицинская справка. Редакции Daily Beast, например, известна одна пара, купившая поддельные документы, где написано, что их сын инвалид. Они сделали это, чтобы отец мог вместе с семьей покинуть Украину.
В одном городе на западе Украины корреспондент Daily Beast познакомился с тридцатилетним мужчиной, который пытается избежать призыва в армию. Он согласился на разговор на условии соблюдения анонимности, опасаясь, что после публикации его заберут в армию силой.
"Я не хочу умирать. Я слышал, что у многих возвращающихся с передовой солдат проблемы с психикой. Это совсем другие люди", — рассказал этот человек. Автор будет называть его Сергеем. "У кого-то наверняка возникнут проблемы с алкоголем и другие трудности. У таких людей нет будущего. А я хочу, чтобы у меня будущее было".
Сергей не женат, у него нет детей, он говорит, что понимает, насколько велика на Украине потребность в живой силе, и выступает за свободу своей страны. Однако он, как и некоторые его друзья, не чувствует себя солдатом и не уверен, что на фронте проявит себя с лучшей стороны. В прошлом году офицер вручил ему повестку прямо на улице, приказав явиться на ближайшую военную базу. Сергей туда не пошел. Он знает, что если власти найдут его, то могут отправить прямо в часть.
"Я слышал много историй о том, как людей забирают на улице и бросают на фронт без надлежащей подготовки. Я даже слышал, как людей отправляют туда вообще без подготовки, и они погибают там через несколько дней, — говорит Сергей, работающий в службе доставки. — Я буду стараться избегать этого, пока могу. Я хочу, чтобы у меня было будущее".
Нужны для боев
Общее количество людей, как и Сергей, не желающих идти в армию, неизвестно. Люди зачастую боятся высказываться на публике и просто сидят дома, чтобы их не заметили. По имеющимся оценкам, которые приводит "Би-Би-Си", с начала российской военной операции с Украины нелегально бежало около 20 тысяч человек. По крайней мере трое мужчин утонуло при попытке перебраться с Украины в Евросоюз или в Молдавию, о чем сообщает государственная пограничная служба Украины.
В соцсетях часто размещают видео, на которых украинские военные вручают на улицах повестки и проверяют молодых людей на контрольно-пропускных пунктах. Широкое распространение получили видео, на которых мужчин призывного возраста силой заталкивают в машины, чтобы отправить в части на медосмотр и проверку. Люди зачастую не живут по месту прописки, в связи с чем военным трудно их найти.
"Пытающихся уклониться от мобилизации от одного до пяти процентов. Это совершенно не критично для обороны Украины", — рассказал в ноябре "Би-Би-Си" Федор Вениславский, который тогда был представителем президента в украинском парламенте.
Западные обозреватели говорят, что одна из главных проблем Украины — это поиск мужчин для ведения военных действий. В России численность населения примерно в три с половиной раза больше, чем на Украине. Недавно главнокомандующий вооруженными силами Украины Валерий Залужный написал статью для издания Economist, в которой утверждает, что его стране нужно больше людей на передовой.
"Наши возможности по обучению резервов на своей территории также ограничены… У нас нет лишних солдат, которых отправляют на фронт, а Россия может наносить удары по учебным центрам. А еще есть пробелы в законодательстве, позволяющие гражданам уклоняться от своих обязанностей", — сказал он.
На сегодня ни один мужчина в возрасте от 18 до 60 лет не может покинуть Украину. Мужчин от 27 до 60 лет могут мобилизовать, а мужчины в возрасте от 18 до 26 лет могут пойти в армию добровольно. Владимир Зеленский думает о том, чтобы понизить призывной возраст до 25 лет.
Украинский парламент также рассматривает поправки к законам, чтобы увеличить число людей, подлежащих призыву на военную службу. Среди прочего, их сегодня делят только на две категории: годные и негодные к службе. Ранее существовала категория "ограниченно годный" — для тех, у кого были незначительные проблемы со здоровьем типа астмы. Из-за предлагаемых изменений в законе такие "ограниченно годные" мужчины сегодня тревожатся за собственное будущее.
В декабре украинский министр обороны Рустем Умеров сообщил "Немецкой волне", что всех проживающих за рубежом украинцев в возрасте от 25 до 60 лет попросят явиться на военную службу. Как сообщает статистическое агентство "Евростат", из 4,2 миллиона украинцев, получивших с начала вооруженного конфликта временную защиту в Евросоюзе, 19,9% составляют мужчины. "Мы пока еще не решили, что будет с теми, кто не явится добровольно", — сказал Умеров.
Предупреждения в Telegram
В самом начале конфликта Сергей думал о том, чтобы добровольцем пойти в армию, как это сделали тысячи его сограждан. Но он начал колебаться, испугавшись того, что с ним может произойти. Затем Сергей попытался уехать с Украины легально, но ему это не удалось. Он говорит, что не хочет бежать из страны нелегально, так как боится последствий.
На Украине так называемых "проводников", готовых перевести людей через границу, можно найти в Telegram. Их услуги желающему сбежать обойдутся примерно в 1 300 долларов или больше. Сергей следит за ситуацией в Telegram, где люди часто рассказывают свои истории.
У него есть друзья, воюющие на передовой, и он понимает, почему солдаты злятся на таких, как он, поскольку они не выполняют то, что считается долгом мужчины. "Но мне кажется неразумным, что мы все должны воевать. Кто-то боится больше, и из-за этого не подходит, — говорит Сергей. — Я понимаю, эти солдаты злятся, потому что видят, как погибают их друзья. Они злы на всех".
"Я мог бы как-то помогать армии, но не на фронте. Но я им не доверяю, потому что меня могут отправить прямо на передовую", — объясняет Сергей. Он добавляет, что слышал, как на фронт забирают людей с астмой и диабетом.
Редакция Daily Beast побеседовала еще с одним человеком на условии соблюдения анонимности. Этот 27-летний мужчина — будем называть его Алекс — в прошлом году пошел в армию добровольно, однако его отправили домой, так как добровольцев было слишком много. У Алекса проблемы с сердцем, и он рассказал Daily Beast, что хочет помогать военным, однако снова идти добровольцем уже не согласен, так как боится отправки на передовую.
Его тревожит то обстоятельство, что сейчас всех, кого забирают, используют на фронте просто как пушечное мясо. А армия не возражает, даже когда туда отправляют людей с инвалидностью.
"В социальных сетях пишут, что многое делается неправильно. Некоторых людей забирают в армию для выполнения каких-то других задач, а они в итоге спустя несколько месяцев все равно оказываются на передовой, потому что, видите ли, командир передумал", — рассказывает Алекс.
"Военные знают, где я нахожусь. Они могут прийти ко мне домой и забрать меня. Так что если конфликт затянется, я наверняка окажусь в армии. Но я знаю, что очень многие люди сейчас желают мира. Надеюсь, мир скоро наступит", — говорит Алекс. Он добавляет, что сегодня военные часто разъезжают по его городу в автобусах и забирают людей прямо с улиц.
По его словам, честная и прозрачная система мобилизации успокоила бы людей, и у армии могло появиться больше добровольцев. Алекс утверждает, что очень часто слышит, как людей отправляют на фронт после минимальной подготовки и с инвалидностями, из-за чего все боятся.
"Сейчас они создают эти вербовочные агентства, обещая, что люди могут прийти туда добровольно и пройти подготовку в течение трех месяцев, а не нескольких недель. Мол, они сделают из тебя настоящего солдата. Но им нельзя доверять", — говорит он.
Новая система
Мобилизационную систему критикуют в разных слоях украинского общества. Кое-кто заявляет, что на Украине надо ввести лотерейную систему, призывая людей в зависимости от дня рождения. Другие же говорят, что мобилизовывать надо только тех, кто не очень важен для украинской военной экономики. Недавно украинский офицер Юрий Касьянов раскритиковал в Фейсбуке* неэффективную, по его словам, систему.
Он опасается, что Украина может потерпеть поражение в военных действиях, если не внести какие-то изменения, не сделать систему более честной и справедливой и не увеличить количество людей, готовых служить в армии.
"Первое, что я могу сказать — что обстановка на линии фронта ужасная. Очень плохая, и я очень хорошо это знаю. Может, в тылу это не так заметно. Но мы все равно держимся изо всех сил". Касьянов, являющийся в армии специалистом по беспилотникам, рассказал Daily Beast: "Самое важное заключается в том, что наконец-то в обществе ослабевает эйфория и исчезает слепота. Мы, в том числе, командиры и правительственные чиновники, понимаем, что надо что-то делать".
По словам Касьянова, мобилизация давно уже проводится хаотично и бессистемно. В армию забирают людей, занимающих критически важные гражданские должности. Он знает примеры, когда людей, занятых на производстве остро необходимых дронов для армии, призывали, несмотря на отсутствие военной подготовки.
"У нас сейчас очень мало специалистов — сварщиков, токарей, не говоря уже о высококлассных инженерах. В области конструирования дронов их можно перечесть по пальцам", — говорит Касьянов, ратующий за введение такой системы мобилизации, в которой учитываются способности людей.
Люди, не пригодные для участия в боевых действиях на передовой или имеющие особые профессиональные навыки, должны работать на военном производстве, а не рисковать жизнью в грязных окопах. Касьянов также за то, чтобы отменить некоторые отсрочки от службы. Сегодня от мобилизации освобождены студенты. Он хочет, чтобы это правило было отменено. Это позволит несколько омолодить армию, где средний возраст сейчас за 40.
"Сейчас ситуация такова, что по разным причинам поддержка со стороны западных стран идет на убыль. У нас не было собственной военной промышленности. Не хватает людей, и никто не хочет брать на себя ответственность за мобилизацию молодежи. На фронте военным все сложнее сдерживать натиск противника", — сказал Касьянов.
Разрушение доверия
Корреспондент Daily Beast также поговорил с 28-летним мужчиной, который разрешил упомянуть в статье только его имя Андрей. Он уехал с Украины в 2023 году и сейчас живет в Европе. Он перебрался через границу на законном основании, потому что у его матери есть инвалидность и он поехал как ее опекун. Андрей рассказал Daily Beast, что они с матерью решили воспользоваться такой лазейкой, чтобы его не призвали в армию, где он рисковал бы своей жизнью на передовой.
У Андрея проблемы со здоровьем, и в мирное время он освобожден от военной службы. Но он не уверен, что это защитит его во время боевых действий, поскольку его могут забрать прямо на улице.
"Я просто решил не пускать дело на самотек и не рисковать. Я не верю, что меня отпустят, если военные заберут меня на улице. На фронте я просто не выживу", — говорит Андрей, который и за границей старается не привлекать к себе лишнее внимание и живет анонимной жизнью.
По его словам, на решение уехать повлияли услышанные им рассказы с передовой. Он мог бы помогать военным вдали от линии фронта, но не верит системе.
"Все эти новые законы только ужесточают мобилизацию. Завтра может уже не быть тех возможностей, которые существуют сегодня, — говорит Андрей. — У меня есть обязанность — заботиться о матери и о себе. Я не хотел, чтобы меня забрали, и многие мои друзья думают точно так же".
"Я не вернусь до окончания военных действий. Если после их окончания придется заплатить кому-то штраф за уклонение от мобилизации, ладно, я заплачу. Но если будет заведено уголовное дело, и мне будет грозить реальный тюремный срок, я не вернусь", — заявляет он.
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская