Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Как находить контакт с ребенком

Дети задают родителям вопросы не ради ответов, а ради контакта.

«Мам, почему снег хрустит?» - вопрошает девочка Алиса, заходя в кухню.

«Нууу…» - начинаю я, энергично натирая на терке морковь одной рукой, параллельно пытаясь открыть крышку кастрюли с закипающим бульоном, другой… «Когда мы наступаем на снег в мороз, воздух из него выходит, и…ээээ….снежинки начинают ломаться и тереться друг о друга и… (бульон убегает, я мысленно чертыхаюсь)…эээ… в общем, такой хруст и получается…»

И я варю суп дальше, а Алиса уходит в свою комнату и продолжает рисовать. И вот, вроде бы, общение состоялось, на информационном уровне ребенок отклик получил, а на эмоциональном – бОльший отклик получил суп…

С ребенком же не случился так называемый контакт-соприсутствие. Этот термин я услышала давным-давно на вебинере Марии Осориной, но до сих пор он помогает мне в анализе разного рода взаимодействий между людьми. Контакт-соприсутствие – это когда мы переживаем присутствие другого человека «здесь и сейчас», эмоционально-включено, в общем времени и пространстве. Когда наше тело и мимика как бы говорят партнеру: я вижу тебя и готов слушать! А наш внутренний настрой с этим телесным посылом совпадает. Способность к такому контакту есть у каждого, когда он действует не автоматически.

Родительско-детские консультации часто ведутся вокруг запроса про чувство вины мамы перед ребенком. «Мало внимания даю», «мало времени проводим вместе», «мало играем, гуляем, занимаемся» и пр. И часто осознание того, что не количество, а качество общения играет решающую роль, дает почувствовать себя «достаточно хорошей матерью». Если тот самый контакт-соприсутствия происходит между ребенком и родителям хотя бы понемногу каждый день, этого вполне достаточно, чтобы ребенок почувствовал искреннюю включенность в него. Привязанность не нарушена. Мама рядом не только физически. Жизнь безопасна! Без контакта-соприсутствия в дальнейшем не выстроится контакта-сотрудничества, особенно важного в подростковом возрасте.

Если совместная деятельность не интересна, или на нее нет времени, лучше честно сказать об этом. Искренность всегда принимается с благодарностью, даже если с грустью… Но в течении дня обязательно найдется кусочек времяпровождения, интересного для обоих: посмотреть кино/мультик, узнать, что было интересного в школе/садике/на работе, поиграть в «настолки» или игры из детства, даже помыть посуду, придумать, что будет на ужин и приготовить это вместе… Находите для себя такие островки совместного сближения, обращайте на них внимание, хвалите себя за то, что нашли! Контакт с близкими – это точно то, на что мы можем влиять!

…Когда суп был доварен, я зашла в детскую. «Что рисуешь, дочь?» спросила. Алиса радостно начала показывать свое творчество, описывая сюжет рисунка. «Порисуешь со мной, мам?.. Или лучше давай из картона театр теней вырежем?» О, это мама всегда пожалуйста! Это то, что я люблю! Тут даже придумывать ничего не придется!

А отчего снег хрустит, Алиса, кстати, тоже запомнила.

Автор: Лозинская Ирина Сергеевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru