Найти тему

Низко висящие фрукты, скаффолдинг и соломенный человек: какие новые слова и бизнес-идиомы вошли в оборот

Каждый год появляются новые бизнес-тренды, а вместе с ними — новые слова и понятия. Давайте рассмотрим термины, которые в последнее время стали неотъемлемой частью делового общения.

Аутентичный

Слово «аутентичный» (authentic) стало словом года по версии американского словаря «Merriam-Webster». У этого термина есть несколько значений, включая «не ложь и не имитация», «не копия», «нечто подлинное, настоящее». По мнению экспертов словаря, популярность этого слова в 2023 году резко возросла в связи с распространением искусственного интеллекта (ИИ).

Аутентичность — то, к чему стремятся знаменитости, блогеры, компании и бренды, утверждая собственную уникальность, непохожесть на других.

Глубокое погружение (анализ первопричин / коренных причин)

Глубокое погружение или анализ первопричин (англ. deep dive or RCA) — это стратегия обнаружения основной причины проблемы для определения правильных решений.

Это модное словечко крайне важно, поскольку компания сильно рискует, поверхностно решая свои проблемы. Как врач должен лечить первопричину, а не только симптомы, так и в бизнесе необходимо искать системное решение проблемы. Стратегия «глубокого погружения» предполагает целую методологию и набор инструментов для анализа.

Пример: при обнаружении брака продукции провести мониторинг всех этапов производства. Ужесточить систему контроля качества.

Деплатформинг

Деплатформинг (англ. deplatforming) — практика отлучения от платформ для обмена информацией и мнениями (сайтов, соцсетей, форумов) лиц, нарушающих правила нахождения на платформе (оскорбительные высказывания и т. д.) Самый известный пример — блокировка аккаунта экс-президента США Дональда Трампа в одной из социальных сетей.

Инфотейнмент

Подача информации в легком, развлекательном стиле, который помогает лучше ее усваивать (англ. info +(enter)tainment — информация + развлечение). Изначально термин появился
в 1980-х годах в США, когда рейтинги информационных программ стали падать, и медиакорпорации поняли, что нужно менять форму подачи, включая в репортажи детали, интересные зрителям, и концентрируя внимание на отдельных личностях. Это нашло применение и в бизнесе.

Например, производители встроенных аудиосистем для автомобилей сочетают развлекательный компонент, то есть прослушивание музыки или радио во время движения, с информационными данными для водителя: указаниями по навигации, настроек транспортного средства и состояния его узлов и так далее.

Низко висящие фрукты

Это простой для понимания образ — низко висящие фрукты (англ. low hanging fruits), которые легко собрать, «только руку протяни», в отличие от тех, для сбора которых требуются лестница и другие приспособления.

Выражение используют для описания простых в выполнении задач, позволяющих в конкретной ситуации быстро добиться значительной выгоды для бизнеса при минимуме затраченного времени и усилий.

Пример: повторное использование маркетинговых кампаний, давших хорошие результаты в прошлом.

Святой (священный) Грааль

Наиболее желаемый результат для бизнеса. Наивысший стандарт, который стремится поддерживать компания.

Словосочетание, очень популярное в бизнес-среде. Восходит к средневековым французским легендам, где Грааль — чаша, в которую была собрана кровь Иисуса Христа и за которой охотились рыцари Круглого стола. В переносном значении — высочайшая ценность.

Пример: электронную коммерцию можно считать Святым Граалем (англ. Holy Grail) розничной торговли, поскольку она снижает затраты, уменьшает логистические проблемы и превращает приобретение товаров в удобный и приятный процесс для клиента.

Священная корова

Модное деловое выражение, с которым мы часто сталкиваемся в организациях. Под ним подразумевают глубоко укоренившееся убеждение команды, которое не подлежит сомнению.

К сожалению, со временем некоторые священные коровы (англ. sacred cows) становятся частью культуры привилегированной группы внутри компании — руководства и «старичков», что со временем может помешать увидеть изменения на рынке и затормозить развитие компании.

Пример: способы общения, регламентация деятельности на рабочем месте и сомнительные методы ведения бизнеса, которые должны постоянно ставиться под вопрос как руководителями, так и сотрудниками.

Скаффолдинг

Скаффолдинг (англ. scaffolding — «строительные леса») — система обучения, при которой преподаватель оказывает обучающемуся ровно столько поддержки, сколько необходимо на данном этапе, с постепенным ее уменьшением по мере того, как ученик овладевает предметом и приобретает новые навыки. Ее основной посыл — стимулировать саморазвитие ученика.

Поначалу преподаватель объясняет слушателю материал, но со временем, когда тот овладевает темой, роль учителя сводится к проверке домашнего задания и объяснением того, что осталось непонятым.

Соломенный человек

Необычная методика решения проблем, которую все чаще применяют в организациях. В широком смысле это способ генерации новых идей, отправной точкой которого служит черновик, созданный совместными усилиями всей команды.

В более узком смысле концепция «соломенного человека» (англ. strawman) — это подготовка проекта или скелетной структуры для презентации или документа: каждый постепенно добавляет нужный контент и оптимизирует форму.

«Соломенный человек» помогает с самого начала найти оптимальную структуру и задействовать потенциал и идеи всех членов команды, а также сводит к минимуму излишние усилия, что повышает продуктивность работы.

Точка перегиба (переломный момент)

Момент, когда организация должна эффективно реагировать на новые, кардинальные изменения в бизнес-среде — или она придет в упадок. Переломный момент (англ. inflection point), как правило, является решающим в ходе развития бизнеса, он знаменует начало значительных изменений.

Пример: с развитием технологий и модернизацией розничной торговли небольшие несетевые продуктовые магазинчики переживают переломный момент. Они должны изыскать способы идти в ногу с изменениями и поддерживать свою актуальность в качестве «магазина по соседству, в который удобно забежать» — или же они не выдержат конкуренции с сетями и доставкой.

Удержание талантов

Столкнувшись после пандемии с периодом Великого увольнения и Великой переоценки (когда сотрудники, поработав офлайн и в целом поменяв ценности, начали массово менять формат и место работы), компании были вынуждены изыскивать новые способы удержания талантливых сотрудников. Заработная плата и хорошая должность сами по себе больше не позволяли добиться их лояльности. Таким образом, удержание сотрудников (англ. talent retention) превратилось для бизнеса в задачу первостепенной важности, и руководители вместе с отделами персонала стали разрабатывать новые способы стимуляции и мотивации.

Фримиум

Бизнес-модель, в которой базовые услуги предоставляются бесплатно, а за более продвинутые функции пользователям приходится платить. Это отличный способ привлечь клиентов, предлагая продукты или услуги бесплатно и продолжая продавать расширенные функции, чтобы повысить так называемую пожизненную ценность клиента.

Главное преимущество фримиум-продуктов (англ. freemium: free «свободный» + premium «премиум») — они снижают порог входа пользователя, дают ему ознакомиться с продуктом и «подсесть» на него, подводя, таким образом, клиента к покупке полной версии и опций.

Пример: компьютерные игры с базовыми и расширенными функциями.

Эффект маховика

Эффект маховика (англ. flywheel effect) возникает, когда небольшие победы вашего бизнеса набирают со временем такой ход, что начинает казаться — рост происходит почти сам по себе.

На этом эффекте основан успех большинства интернет-компаний. К примеру, сервисы по сдаче квартир в аренду — многие люди, однажды воспользовавшиеся их услугами, начинают сдавать в аренду через эти платформы свое жилье, таким образом, компания получает ресурсы от самой себя.