В современном мире интернет играет огромную роль в жизни каждого человека и развитии бизнеса. Одним из ключевых инструментов продвижения и коммуникации с целевой аудиторией являются корпоративные сайты организаций.
Прежде чем перейти к исследованию особенностей разработки проектов корпоративных сайтов предприятия, рассмотрим основные понятия, связанные с корпоративными сайтами, а также их виды и особенности.
В современной литературе существуют различные определения понятия корпоративного сайта организации. Например, некоторые авторы считают, что корпоративные сайты представляют собой официальный информационный ресурс, предназначенный для представления компании, ее продуктов или услуг, а также для коммуникации с клиентами, партнерами и сотрудниками.[1]
Другие авторы под корпоративным сайтом понимают веб-приложение, которое обеспечивает автоматизацию бизнес-процессов внутри компании и взаимодействие с внешними контрагентами. Такие сайты могут включать в себя модули управления заказами, учета товаров, контроля качества и другие функциональные элементы.[2]
Третьи полагают, что корпоративный сайт – это инструмент продвижения компании и ее продукции на рынке, который позволяет привлекать новых клиентов, увеличивать продажи и улучшать имидж организации.[3]
Обобщая эти трактовки, корпоративный сайт можно определить как веб-ресурс, который служит для решения различных задач организации – от представления компании до автоматизации бизнес-процессов и продвижения на рынке.
Корпоративные сайты служат инструментом для продвижения бизнеса и могут решить множество задач, связанных с продвижением и созданием имиджа компании. Благодаря запуску корпоративного сайта компании будет гораздо проще заявить о себе миру и найти потенциальных клиентов, ведь интернет маркетинг приносит куда больше пользы чем физическая реклама.
Разделить корпоративные сайты можно на четыре вида, каждый из них имеет свое прямое назначение и определенный функционал, который будет приносить пользу компании. Разновидности корпоративных сайтов выглядят следующим образом:
Корпоративный сайт-визитка - это отличное решение для молодых компаний с новаторскими идеями или эстетическими продуктами. Главным оружием такого интернет-ресурса является его внешний вид, ведь именно он в первую очередь цепляет и заинтересовывает потенциального клиента компании.
Подобный сайт может состоять из нескольких страниц, или вовсе быть одностраничным, главное чтобы внешний вид и контент, размещенный на данном ресурсе максимально заинтересовывал пользователей. Заинтересовать пользователя и убедить его в необходимости оставить заявку или позвонить — главная цель сайта-визитки.
На таком сайте обязательно должны быть контакты компании, основная идея и небольшая история появления вашего проекта. Помимо данных пунктов на сайте-визитке можно также расположить несколько красивых фото ваших продуктов. Такой подход сможет увеличить интерес пользователей и расширить круг ваших потенциальных клиентов.[1]
Для создания успешного сайта-визитки, следует уделить максимальное внимание непосредственно дизайну данного интернет-ресурса. Он должен быть не перегружен лишней информацией, быть минималистичным и при этом соответствовать всем трендам оформления сайтов текущего года. [2]
У корпоративного сайта-каталога примерно те же цели что и у сайта-визитки, но несколько иные инструменты их достижения. Сайты-каталоги, в отличие от сайтов-визиток более объемные, в них может быть множество страниц и выполняют такие сайты сразу несколько функций. Сайты-каталоги также, как и сайт-визитка, привлекают внимание потенциальных клиентов, но кроме этого также представляют собой онлайн каталог продукции и канал связи с менеджерами компании.
Часто на страницах таких сайтов можно встретить объемные описания продукции компании, без указания стоимости товаров. Как правило, так делают те компании, которые по ряду сделок с ритейлерами или дистрибьюторами не могут публиковать собственную цену на товар, потому, что она с большей вероятностью будет ниже представленной в магазинах, а такой шаг будет квалифицироваться как демпинг.[3]
Помимо представления продукции или услуг компании, а также привлечения внимания потенциальных клиентов к фирме, сайт-каталог также является каналом связи между потенциальными покупателями и менеджерами компании. Формы обратной связи и онлайн чаты с менеджерами компании - частые элементы подобных интернет-ресурсов.
Главными задачами подобного сайта является не просто привлечение внимания пользователей к компании, а трансформация заинтересованного пользователя в клиента компании. Для этого в подобных сайтах используются эстетические фототоваров компании, а описания к ним пишут с соблюдением всех требований сео-адаптации. Сайт-каталог может существенно увеличить товарооборот и в целом заинтересованность брендом организации, но только в том случае если он был правильно спроектирован.
Корпоративный информационный портал. Такой тип корпоративных интернет-ресурсов в основном используется организациями, нацеленными на предоставление обучения и всевозможных курсов потребителям. Главной задачей такого сайта является не продажа, а презентация продукта. Именно поэтому чаще всего такие сайты создают максимально тематическими, чтобы при первом же посещении пользователь осознавал то, что он попал к профессионалам. Если ему необходимы услуги данной компании, он может не сомневаться в качестве их предоставления.[4]
Отличным примером корпоративных сайтов информационных порталов можно назвать множество интернет-ресурсов, презентующих школы иностранных языков. Абсолютно все, от пунктов в меню и до оформления подобного рода интернет-ресурсов направлено на иностранные языки. Часто для таких сайтов используются фоны в виде флагов или красивых видов стран, чьи языки может выучить пользователь, заказав курс или поступив в данную языковую школу.
Отдельным пунктом данных сайтов можно назвать информационную наполненность. Для успешного продвижения подобного рода ресурса необходимо соблюдать тонкую грань между информационной загруженностью, и практическим применением представленной информации. У пользователя, прочитавшего описание услуг школы иностранных языков, не должно остаться ни тени сомнений в профессионализме преподавателей и возможных бонусах, которые он получит по окончанию обучения. Такими бонусами могут быть дипломы с указанным на них уровнем знания языка, или в отдельных случаях даже предоставление работы, здесь все зависит от специфики работы компании.
Так или иначе, сайты информационные порталы в основном направлены на получение расположения и лояльности со стороны потребителя. Если потенциальный клиент вашей фирмы сможет ответить на все свои вопросы прочитав информацию на вашем корпоративном информационном портале, значит ресурс был спроектирован верно, а потребитель с очень большой вероятностью в скором времени станет вашим клиентом.
Сайт-магазин. Основное отличие этих ресурсов от многих других заключается в том, что на них товары размещаются не просто для ознакомления, а для покупки. Разработка такого корпоративного сайта под ключ позволит значительно повысить объемы продаж и принесет существенную прибыль организации. [5]
Стоимость такого ресурса может быть значительно выше цены других видов веб-сайтов. Он разрабатывается совместно со специалистами IT-компаний, отделом продаж и службами доставки. Покупатели всегда должны своевременно получать свои заказы. Для этого на сайте может быть предусмотрена интеграция с другими системами платежей или доставки.
Таким образом, корпоративный сайт компании – это первое, с чем знакомится потенциальный клиент. На основе рассмотренных определений и классификации корпоративных сайтов можно сделать вывод, что они являются важным инструментом коммуникации, продвижения и автоматизации бизнес-процессов современных организаций. Выбор типа и структуры корпоративного сайта зависит от целей и задач компании, а также специфики ее деятельности.
[1] Интернет-маркетинг : учебник для вузов / О. Н. Жильцова [и др.] ; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 335 с.
[2] Антиповf Ю. К. Современный инструментарий комплекса интернет-маркетинга // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. – 2023. – № 6(72). – С. 9-13.
[3] Зачем бизнесу сайт и каким он должен быть [Электронный ресурс]. – URL: https://journal.tinkoff.ru/guide/zachem-biznesu-sayt/
[4] Канатов А. О. Особенности разработки корпоративного сайта для повышения эффективности бизнеса / А. О. Канатов, В. О. Фидарова, М. В. Волик // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2020. – № 2(111). – С. 68-70.
[5] Моргачева Е. А. PR-технологии, используемые для формирования корпоративного сайта // Студенческий вестник. – 2022. – № 18-11(210). – С. 58-59.
[6] Интернет-маркетинг, маркeтинг в социальных сетях (SMM), социальные сети: : учебное пособие / под редакцией В. В. Ананишнева. – М. : ООО «Московский кластер бизнес-инициатив», 2021. – 157 с.
[7] Пьей П. А., Широков И. А. Исследование технологий и средств веб-поддержки предпринимательства // Современное образование: традиции и инновации. – 2021. – № 2. – С. 123-126.
[8] Давыдова М. А. Web-технологии в бизнесе // E-Scio. – 2018. – № 6(21). – С. 113-124.