Найти тему
Primavera

Керамика Тиффани

«Поиски красоты» Луи К. Тиффани, как он это называл, охватывали множество его увлечений, включая стекло, витражи, эмаль, ювелирные изделия, дизайн интерьеров. Керамика тоже входила в его интересы и была одним из последних и, пожалуй, наименее коммерчески успешных аспектов его бизнеса. Его компания Tiffany Studios начала экспериментировать с керамикой к 1900 году. Тиффани был вдохновлен в первую очередь французской керамикой в стиле модерн во время его поездок во Францию, о чем свидетельствует организованная им выставка 1901 года в здании Tiffany в центре Манхэттена, посвященная приобретениям французской керамики.

Настольная лампа «Зонтик» на керамической подставке по дизайну Л.К. Тиффани, Tiffany Studios, около 1910 г.

-2

Настольная лампа «Гриб», в которой абажур из выдувного стекла и керамическая подставка являются единым целым по цвету и дизайну, Л.К. Тиффани, Tiffany Studios, около 1903 г.

Керамическое производство стало логическим продолжением производства ламп с витражными абажурами. Большинство ламп устанавливались на литом основании из бронзы, но были и лампы с керамическими подставками. Тиффани предпочитал продумывать дизайн изделий до мельчайших подробностей и при этом любил эксперименты. Некоторые подставки были универсальными. Можно было комбинировать их с разными абажурами по желанию заказчика. А некоторые дизайны были строго индивидуальными – под конкретную лампу. На первых порах керамические подставки заказывали сторонним компаниям, производившим керамику. А затем была организована собственная гончарная студия Tiffany Furnaces.

Одной из многих способностей Луи Тиффани было находить и вовлекать в производство талантливых специалистов. Первая заведующая гончарным отделом Эдит Лаутруп (1875 – 1963), изначально работала в отделе резки стекла Tiffany Studios. Она родилась в Дании и начала свою карьеру на керамической фабрике Bing & Grondahl в 1897 году, где познакомилась с замечательными растительными дизайнами в стиле модерн известной датской керамистки Эффи Хегерманн-Линденкроне. К 1900 году Лаутруп переехала в Нью-Йорк и поступила на работу в Tiffany Studios, Хотя ее пребывание в должности заведующей продлилось всего полтора года, ее участие в дизайне и экспериментах с глазурью помогло заложить основу для гончарного производства.

-3

Керамическая ваза «Сумах», дизайн Эдит Лаутруп, Tiffany Studios, около 1903 г.

-4

Керамическая чаша «Рыбы», дизайн Эдит Лаутруп, Tiffany Studios, около 1905 г.

Алиса Гуви (1863-1924) и Лилиан Пальмие (1873-1944), уже работавшие с эмалями, были дополнительно закреплены за гончарным отделением. Используя глазури, разработанные Артуром Дж. Нэшем для стекольного производства, они упорно работали над созданием устойчивых комбинаций керамики и глазури, которые могли бы выдержать обжиг в печи. Поначалу все шло не слишком гладко. Вот как описывает очередную неудачу в марте 1902 года Клара Дрисколл, работавшая дизайнером на производстве витражных ламп: «Их керамические изделия были почти все испорчены в тот день; только штук пятнадцать получились хорошо. Мистер Тиффани не унывает и снова взялся за дело, как будто сотни, а может быть и тысячи вложенных долларов не растаяли как дым в этот день. И так со всеми новыми вещами. Они работали над переливающимся стеклом почти три года, прежде чем получили что-то достаточно хорошее, чтобы его можно было продать. Теперь, когда ему так подражают, мистер Тиффани собирается делать керамику, которая будет отличаться от всего, что может сделать кто-либо другой».

-5

Керамическая ваза с переливающейся глазурью Favrile, Tiffany Studios, 1904-1917 гг.

-6

Экспериментальная керамическая ваза с глазурью Favrile, Tiffany Studios, около 1905 г.

Керамика Тиффани отливалась серийно из форм, а затем обрабатывалась вручную. Потребовалось несколько лет экспериментов и совершенствования изделий, прежде чем несколько образцов были представлены на Всемирной выставке в Сент-Луисе в 1904 году. А в сентябре 1905 года полный ассортимент керамики был выставлен на продажу в связи с открытием огромного нового магазина Tiffany & Co на Пятой авеню в Нью-Йорке.

-7

Керамическая ваза «Каштан», Tiffany Studios, 1904-1914 гг.

-8

Керамическая ваза «Савойская капуста», Tiffany Studios, 1904-1914 гг.

-9

Керамическая ваза «Артишок», Tiffany Studios, 1904-1914 гг.

Художники студии создавали натуралистичные изображения растительных форм, вдохновленные иллюстрированными ботаническими альбомами и собственными рисунками Луи Тиффани. Иногда модели создавались из натуральных образцов, например, опрыскивали кочан капусты шеллаком и покрывали его медью гальваническим способом, используя медную заготовку для получения гипсовой формы изделия. Примерно в 1908 году была разработана линия керамики Favrile Bronze. Технология ее изготовления включала гальваническое покрытие керамики медью с последующим патинированием, так что готовое изделие напоминало бронзу.

-10

Керамическая ваза Favrile Bronze, Tiffany Studios, 1910-1914 гг.

-11

Керамическая ваза Favrile Bronze «Нарцисс», высота 32 см, Tiffany Studios, около 1910 г.

-12

Большая керамическая ваза Favrile Bronze «Стрелолист», высота 52 см, Tiffany Studios, 1910 г.

-13

Керамическая чаша Favrile Bronze «Лотос», Tiffany Studios, около 1905 г.

Художественная керамика Тиффани не получила столь же широкого признания как его стекло или ювелирные изделия. Отчасти это было связано с высокой стоимостью его керамики по сравнению с конкурентами. Студия закрылась в 1917 году. Считается, что было выпущено от 4000 до 7000 изделий, но сохранилось их гораздо меньше, учитывая недостаточную популярность этой продукции у современников. Однако за последние годы интерес к этой сфере творчества Тиффани возродился вновь. Коллекционеры ценят керамику Тиффани за высокое качество, уникальность форм и новаторские фирменные глазури.

-14

Керамическая ваза с переливающейся глазурью Favrile, Tiffany Studios, 1904-1917 гг.

-15

Керамический кувшин «Попугаи», Tiffany Studios, 1904-1914 гг.

-16

Керамическая ваза «Крыжовник», высота 31 см, Tiffany Studios, 1904-1914 гг.

-17

Керамическая чаша «Кувшинки и лягушки» с зеленой глазурью Moss Green Favrile, Tiffany Studios, 1904-1914 гг.

-18

Керамическая ваза в форме тыквы с пестрой глазурью Moss Green Favrile, Tiffany Studios, 1904-1914 гг.

-19

Керамическая ваза «Мальвы», Tiffany Studios, 1904-1914 гг.

-20

Керамическая ваза «Кувшинки» с зеленой глазурью Moss Green Favrile, Tiffany Studios, 1904-1914 гг.

-21

Ваза «Яблоня», бисквит, внутреннее глазурование, Tiffany Studios, 1904–1914 гг.

-22

Керамическая ваза «Кизил», Tiffany Studios, около 1905 г.

-23

Керамическая ваза «Японский анемон», Tiffany Studios, около 1905 г.

-24

Керамическая ваза «Каштан», Tiffany Studios, около 1905 г.

-25

Керамическая ваза «Папоротник», Tiffany Studios, около 1905 г.

-26

Керамическая ваза «Trumpet Creeper», Tiffany Studios, около1905 г.

-27

Керамическая ваза с тремя ручками, Tiffany Studios, около 1905-1910 гг.

-28

Керамическая ваза «Пушистая верба», Tiffany Studios, около 1905 г.

-29

Луис Комфорт Тиффани (1848-1933)