Найти тему
ATI.SU

Поправка на ветер. Дальнобойщик рассказал, чем опасна езда на пустой фуре

    фото © Юрий Бизгаймер / Фотобанк Лори
фото © Юрий Бизгаймер / Фотобанк Лори

Какие опасности подстерегают водителя, управляющего порожним автопоездом и что нужно учитывать, чтобы не попасть в ДТП?

Автор YouTube-канала Karev Trucking Алексей Карев рассказал подписчикам об управлении порожним автопоездом. Посмотреть видео можно на канале Алексея, а мы приводим текстовую версию.

* * *

— Эти советы — для новичков. Опытные водители всё это уже прочувствовали вестибулярным аппаратом и сделали выводы. А для ребят, которые только готовятся сесть за руль фуры, думаю, информация будет полезной.

Многие знают, что ехать пустым классно. Плюсов много. В гору ты легко обгоняешь другие машины, с места разгоняешься быстрее, а тормозной путь на сухой ровной дороге будет короткий, и если возникнет аварийная ситуация, ты быстро оттормозишься.

Но начинающие дальнобойщики не подозревают о том, какие опасности кроются в езде без груза.

Когда машина пустая, сцепление с дорогой хуже. В автопоезде пять осей, но ведущая только одна, вторая ось тягача. Когда прицеп не загружен, ничто не прижимает её к дороге. На сухом асфальте это не так страшно, но в снег, в дождь, в гололёд с пустым прицепом ехать опаснее, чем с гружёным.

Вы можете подумать, что пустой прицеп тоже что-то весит, давит на ведущую ось. Да, с пустым прицепом сцепление лучше, чем вовсе без прицепа — но оно всё равно плохое. Шесть тонн (примерно столько весит прицеп) — это немного, и не все они давят на седло, значительная часть массы давит на оси прицепа.

Ещё одна неприятность — неудобное расположение центра тяжести автопоезда. Он немного смещается к хвосту по сравнению с ситуацией, когда вас хорошо загрузили, а большая часть груза расположена в передней части прицепа. Тогда на больших скоростях прицеп идёт как утюг, плавно. А когда он совсем пустой, хвост начинает чуть сильнее вилять из-за смещения центра тяжести в его сторону. Малейшее дуновение ветра или скользкий отрезок дороги — и там, где груженый прицеп проедет, не колыхнувшись, ваш прицеп… не обязательно сложится в ножницы, но колыхнётся. Вы это почувствуете.

С пустым прицепом вы гораздо сильнее подвержены воздействию бокового ветра. Понятно, что боковой ветер не страшен платформам и автовозам, у них минимальная парусность. А вот рефам, изотермичкам и шторам он страшен. И особенно плохо будет вести себя штора, если тент недостаточно сильно натянут, потому что тогда парусность повышается. А ещё хуже, если штора — «мега», потому что площадь брезента ещё больше. В «меге» можно отрегулировать внутреннюю высоту от 270 до 300 сантиметров. Когда «мега» настроена на 300 сантиметров внутренней высоты, её площадь на 10% больше площади стандартного шторного прицепа.

Уже третий год я езжу по Европе на «мегах», и на взаимодействии с боковым ветром съел собаку. Как не допустить аварий, связанных с ним? Важно понимать, когда боковой ветер сильнее всего. Это открытые места, где голая степь до горизонта. Места, где вы из закрытого пространства выезжаете на открытое. Например, из холмов в степь.

Если сегодня погода плохая, то ветер на дороге будет неслабый — садясь за руль, следует держать такие мысли в голове. Кто работает на «мегах», не даст соврать: каждое дуновение ты чувствуешь спиной. Пусть немного, на миллиметр, но машина виляет, и это ощущается.

Вероятность опрокидывания от ветра имеет прямую корреляцию с вашей скоростью, возведённой во вторую степень, в квадрат. Если вы увеличите скорость в два раза, то вероятность улететь с дороги повысится не в два раза, а в четыре. Там, где гружёный реф может себе позволить сбросить скорость с 90 до 80, пустой «меге», чтобы машина перестала вилять, нужно сбрасывать до 70 и даже ниже. Особенно если речь идёт о движении в дождь, снег, гололёд, когда пустой прицеп имеет плохое сцепление. Почувствовав малейшую потерю контроля, сбрасывайте скорость. Бить по тормозам не надо, но можно отключить круиз-контроль — и скорость сама снизится.

Когда едет одна «голова», ветер на неё почти не влияет. Но сцепление ведущей оси становится совсем плохим. Центр тяжести перебрасывается к передней оси. В этом есть небольшой плюс: можно немного смелее пользоваться ретардером. Забегания задних колёс на передние по идее возникнуть не должно…

Но — только по идее: в поворотах будет работать ещё и дифференциал, и при включенном ретардере он может неадекватно распределять крутящий момент между правыми и левыми колёсами, что может спровоцировать занос. Поэтому разгоняться в поворотах нужно осторожно: вы можете начать немного дрифтить, и если вы к этому не подготовлены, могут возникнуть проблемы.

Без прицепа у нас совсем короткая колесная база. Чем она длиннее, тем менее машина маневренна, но более устойчива на высоких скоростях. С маленькой колесной базой машина при возрастании скоростей становится неустойчивой.

источник