Чтобы сделать хороший фильм, нужна или захватывающая история, или яркий персонаж, с которым произойдут какие-то изменения, а ещё лучше — два персонажа, причем совершенно разных, отличающихся, как волна и камень, как стихи и проза, как лёд и пламень. Это азы. В школе для сценаристов это объясняют во второй четверти первого класса. Сразу после рассказа о том, что кинематограф — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. А киноискусство — вид художественного творчества на основе кинематографии. В конце фильма, естественно, они должны стать друзьями не разлей вода и внутренне измениться. Для изменений героя (или двух) лучше всего отправить в путешествие — реальное или хотя бы воображаемое, метафорическое.
Фильм "Этому быть!" в этом смысле велосипед не изобретает — фильм строится именно на таком путешествии двух совершенно разных персонажей, причём более различных героев трудно придумать.
Один, закоренелый холостяк 50+ лет, владелец похоронного бюро, готовый сам, если заняты сотрудники, приехать к клиентам и сам отвезти тело усопшей к родственникам. Дело унаследовал от отца - и не может себе представить, что занимался бы чем-то другим. По нему явно сохнет его секретарша, но господин Луи Канетти этого не замечает, он всегда будто немного недоволен жизнью.
Другой, 37-летний Игорь, развозит на своем трицикле с багажником экопродукты. Он тоже живёт один, читает труды философов — Ницше, Платона, Спинозу — и явно счастлив... С одним нюансом: у Игоря ДЦП — в утробе матери пуповина перетянула ему горло, и от нехватки кислорода он родился с нарушениями двигательных функций и речи, то есть с врождённой инвалидностью. На русском языке это называется «общим диагнозом ДЦП».
Первое, над чем начинаешь думать - можно ли так сыграть ДЦП здоровому человеку...
Герои, естественно, сталкиваются — в буквальном смысле: гробовщик на автомобиле, отвлекшись на секунду на разговор, задевает трицикл Игоря, и тот летит в кювет, рассыпав все продукты.
Серьёзных травм, к счастью, нет, кроме небольшой раны на руке. Луи отвозит его в больницу, а после того как пострадавшему накладывают несколько швов, подвозит домой. Общительный и жизнерадостный Игорь в восторге от нового знакомства, он не может поверить, что Луи ежедневно сталкивается со смертью — его любимые философы как раз и учат тому, что жизнь — это подготовка к смерти.
Зайдя к новому знакомому с подарком — эко-ананасом, — Игорь забредает в гараж конторы, видит в современном катафалке гроб, ложится полежать рядом, чтобы в соответствии с советами кого-то из философов, ближе познать смерть, и засыпает. А владелец конторы вызывается сам отвести пожилую покойницу из Лозанны в Монпелье, на юг Франции... С ними так же едет урна с прахом ее сына. Через двести километров просыпается его невольный попутчик — и с этого момента, нанизывая небольшие приключения и случайности, они путешествуют вместе. Вернее, вчетвером - вместе с покойницей в гробу и с урной с прахом ее сына.
Соседние номера в отеле, соединяющиеся дверью, попутчица, которая едет автостопом на девичник подруги и приглашает их в бар, девушка по вызову, прибытие на похороны и покупка Игорю соответствующего костюма — все эти мелкие события складываются в цепочку, меняющую в конце концов не просто настроение директора похоронного бюро, но и его отношение к жизни...
В фильме хватает и нежности, и теплоты, и глубины, и юмора. Дозированные цитаты из философских трудов, легкая романтическая линия (обеспокоенная исчезновением сына мать Игоря пускается в компании секретарши по следам тандема на катафалке), несомненный посыл любви к людям, терпимости к ближним своим, трезвое и спокойное отношение к смерти — всё это прекрасно.
Чем ещё подкупает фильм? Пожалуй, какой-то подлинностью и личной интонацией. Очевидно, что создатели взялись за него не потому, что это модная и актуальная тема (мне почему-то кажется, что у нас многие про это подумали сразу), не потому что под эту тему выделили какой-нибудь грант...
Я, признаюсь, смотрел фильм, ничего не зная о создателях — режиссёрами значатся Бернар Кампан и Александр Жольен, они же сыграли и главные роли (Кампан — директора похоронного агентства, Жольен — инвалида Игоря). Сыграли превосходно. Александр Жольен в роли Игоря был настолько хорош, настолько естественен и убедителен, что его дуэт с Кампаном был полностью равноправным. А то и в пользу Жольена кое-где.
Заглянув в Интернет, я с изумлением узнал, что Александр Жольен — не режиссёр и не актёр, а швейцарский философ и писатель. Он родился ровно с таким же диагнозом, как и его герой Игорь, до семнадцати лет воспитывался в специализированном центре, но смог окончить и колледж, и университет. Он автор десятка книг, даже названия которых немного говорят о его взглядах и отношении к жизни: «Похвала слабости», «Беспечные тетради», «Как научиться любить жизнь, какая она есть». Жольен — специалист по античной философии и религиям, он женат, у него трое детей, последние лет десять он с семьёй живёт в Южной Корее, практикует дзен. И дружит с Бернаром Кампаном.
Бернар Кампан — французский актёр и режиссёр, не слишком известный, этот фильм - лучшее, что им снято и сыграно.
Кампан — большой поклонник Жольена, они знакомы давным-давно, и лет шесть назад Бернар Кампан со всей семьёй ездил в гости к Жольену в Корею — месяц они провели в разговорах и медитации. Примерно тогда и родилась идея фильма, который удалось снять только сейчас.
В общем - если хочется, чтобы в носу немножко щипало, а фильм приходилось раз за разом останавливать, чтобы что-то обсудить (мне - с женой, с которой вместе его смотрели) и чтобы после окончания фильма было хорошо - фильм к просмотру обязателен.
#кино #фильмы #кинематограф