Душевный привет!
Кто из вас учился кататься на велосипеде, тот сможет на нем хорошо сидеть даже спустя год перерыва. А любимая старенькая песня может напоминать о самом классном лете до мурашек. Но бывает, что и неприятные моменты вскрываются: в парке, где над вами смеялся весь класс вам не по себе, а от домашней уборки каждый раз трясет. Почему так и откуда это?
Человеческая память устроена очень хитро, ее можно разделить на два типа - имплицитная и эксплицитная.
Имплицитная память (запечатлевающая, подсознательная память) – это форма памяти, которая влияет на ваше поведение и восприятие без осознанного усилия. Она связана с автоматическими реакциями и навыками, которые мы не обязательно можем вспомнить на словах. Она формируется на основе повторяющегося опыта или даже несознательных ассоциаций, например, как запах может вызывать определённые эмоции.
Эксплицитная память (описательная, осознанная память) – это форма памяти, связанная с осознанным запоминанием и воспроизведением информации. Она позволяет вам вспоминать конкретные события, факты, даты, лица и места. Эксплицитная память может быть разделена на эпизодическую (запоминание событий) и семантическую (знание фактов и концепций).
Какие отделы мозга отвечают за каждый вид памяти?
Имплицитная память обрабатывается в структурах мозга, которые не требуют осознанного контроля:
1. Мозжечок – отвечает за моторные навыки и координацию движений.
2. Базальные ганглии – играют ключевую роль в формировании привычек и моторных моделей.
3. Миндалевидное тело – участвует в эмоциональных аспектах имплицитной памяти, особенно связанных с повторяющимися стрессовыми или травматическими ситуациями.
4. Ствол мозга – участвует в управлении рефлекторными реакциями.
Эксплицитная память более зависима от областей мозга, связанных с когнитивными процессами и осмыслением информации:
1. Гиппокамп – участвует в формировании, сохранении и извлечении осознанных воспоминаний.
2. Префронтальная кора – отвечает за интеграцию памяти в контексте осмысленного опыта.
3. Неокортекс – хранит долгосрочные осознанные воспоминания, такие как факты и знания.
Теперь вы знаете больше о вашем мозге и можете сдать билет по экзамену по нейрофизиологии)
...Так а что же там с уборкой?
Пример психологических проблем из-за имплицитной памяти:
Представим, что маленький человек полутора лет хватает швабру и пытается возить по полу, а у него родители резко ее выхватывают, да еще и кричат. Имплицитная память тут же обработает это событие, как неприятное и ассоциирует со шваброй. А далее малыш уже стал подростком и чилит в своей комнате.
К нему влетают и говорят на повышенных тонах, как у него срач, а еще возможно скинуть вещи с полки. А вымытые поверхности заставят еще раз пройтись. Таким образом снова имплицитная память запишет это событие, как тревожный и раздражающий стимул - УБОРКА.
И вот взрослого человека злит от самой мысли от уборки, а когда он ее в итоге проводит, то чувствует себя, как после выгруженного вагона и вообще не в ресурсе/не в потоке.
Но не стремитесь забивать на уборку и оправдывать это имплицитной памятью. Такие события можно переработать с помощью психотерапии:
- Со специалистом вы анализируете неприятные стимулы;
- Определяете реакции и источник неприятных реакций;
- Перерабатываете реакции и стимулы по новому с помощью инструментов осознанности.
Если для вас это актуально, то пишите мне в сообщения - https://taplink.cc/psy.spb.podusham
А бесит ли вас уборка? Пишите в комментариях!
#подушам #психология #психотерапия #осознанность