Найти в Дзене
питер мой

Плашкоутные мосты: как Петербург буквально держался на плаву

Оглавление

Сегодня трудно представить Петербург без изящных разводных мостов — туристы ахают, горожане зевают (в пробках), а фотографы делают тысячу снимков ради одного «того самого».

Но до того как чугун и гранит вошли в моду, Петербург века XVIII–XIX жил с гораздо более… плавучими решениями. Знакомьтесь: плашкоутные мосты — настоящие герои эпохи, про которых мы почти забыли.

Плашкоут

Слово «плашкоут» звучит как будто это что-то забавное и деревянное — и вы почти правы.

Плашкоуты — это такие баржи или понтоны, выстроенные в ряд и соединённые настилом, по которому можно было ходить, ездить и даже катить бочку с огурцами (по слухам).

Эти мосты собирались из десятков плавучих опор, скреплялись канатами и цепями, а сверху укладывался деревянный настил. Сама идея уже вовсю применялась в военном деле - только там это называлось понтонным или наплавным мостом.

Каким образом существовали плашкоутные мосты

С одной стороны - дешевизна, простота и надёжность, а с другой - постоянная головная боль городских инженеров.

  • Ведь деревянные конструкции требовали постоянного ухода, заботы и штата из 25-30 человек. Наблюдатели, смотрители, мастера, разборщики... все крутились вокруг одной переправы.
  • Если начинался ледоход — всё, общая тревога! Инженеры даже придумали систему оповещения: с Шлиссельбурга шла срочная телеграмма — "ЛЁД ПРИБЛИЖАЕТСЯ!", и мост «сдавали в берег», то есть оперативно разбирали.
Если посчитать, то от Шлиссельбурга до Петербурга — 50 км, а лёд плывёт со скоростью 4 км/ч. То есть, если повезёт, у них было часов 12, чтобы разобрать мост и унести в тепло всё, что не привязано к берегу.
А еще после многолетних наблюдений была составлена такая таблица - Таблица вскрытия и замерзания реки Невы с 1706 по 1870 г. ЦГАНТД СПБ. Фото с сайта spbarchives.ru
А еще после многолетних наблюдений была составлена такая таблица - Таблица вскрытия и замерзания реки Невы с 1706 по 1870 г. ЦГАНТД СПБ. Фото с сайта spbarchives.ru
  • Судоходству плашкоутные мосты тоже, конечно, мешали, поэтому их нужно было регулярно разбирать и собирать обратно. Пропустить пароход? Пожалуйста, подождите пару часов, сейчас снимем кусочек моста и пустим вашего красавца с трубой.
  • А зимой он просто вмерзал в лёд, как ложка в кашу.
  • А ещё были перепады уровня воды, колебания настила, хлюпающие доски, которые внезапно уходили под воду… да, пешеходам не позавидуешь. А ведь были ещё жалобы от общества покровительства животным! Лошади, бедняги, не могли въехать на мост, если вода поднималась — да что уж говорить о каретах.

Самое интересное, что несмотря на все неудобства, таких мостов в Петербурге было довольно много. А один из самых известных — Литейный плашкоутный мост, со своей бурной историей и ледяными испытаниями.

Литейный плашкоутный мост

Он был не просто важной переправой, а стратегическим объектом. Уже в XIV веке здесь проходила древняя дорога из Новгорода в Швецию. В Петровские времена на этом месте появился Литейный двор, от которого мост и получил своё название.

Ш.-К. Башелье по оригиналу Дж.-Р. Бернардацци. 1853 год. Литография, цветная акварель. Эскиз с натуры для панорамы сделан из окна колокольни собора Апостолов Петра и Павла. Внизу — Троицкий наплавной мост, вдали — Литейный двор и Воскресенский наплавной мост (почти на том месте где нынешний Литейный мост). Фото с просторов интернета
Ш.-К. Башелье по оригиналу Дж.-Р. Бернардацци. 1853 год. Литография, цветная акварель. Эскиз с натуры для панорамы сделан из окна колокольни собора Апостолов Петра и Павла. Внизу — Троицкий наплавной мост, вдали — Литейный двор и Воскресенский наплавной мост (почти на том месте где нынешний Литейный мост). Фото с просторов интернета

А в XIX веке, когда город стал стремительно расти, на этом месте построили плашкоутный мост. Всё бы ничего, но 12 апреля 1865 года (ровно 160 лет назад) весенний ледоход решил, что плашкоутам не место на Неве, и в буквальном смысле снёс переправу. Драматично, но не смертельно. Уже в 1869 году городская дума постановила: пора строить что-то посерьёзнее, и выбрала именно Литейный мост в качестве второго постоянного моста (после Благовещенского) через Неву.

Открытка с видом Дворцового моста и Адмиралтейской набережной. 1896-1900. Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации. Фото с сайта spbarchives.ru
Открытка с видом Дворцового моста и Адмиралтейской набережной. 1896-1900. Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации. Фото с сайта spbarchives.ru

Эпоха плашкоутов ушла… но память осталась

А эпоха плашкоутных мостов после революции и с развитием мостостроения потихоньку канула в Лету. Постепенно город оделся в чугун, гранит и бетон.

От прежних переправ остались лишь старые карты, чертежи, да забавные истории, как однажды мост поплыл сам собой — а охранник думал, что это ему показалось.

Чертеж плашкоута Дворцового моста. Продольный разрез. 1868. ЦГИА СПБ. Фото с сайта spbarchives.ru
Чертеж плашкоута Дворцового моста. Продольный разрез. 1868. ЦГИА СПБ. Фото с сайта spbarchives.ru

Так что, если вы сегодня едете по Литейному мосту и не чувствуете, как он качается под ногами — знайте, это заслуга инженеров, уставших бороться с капризами Невы и хрупкой романтикой плашкоутов.

Подписывайтесь на канал 👇 и оставайтесь с нами ❤ здесь мы мостим дорогу в прошлое с улыбкой))