После свадьбы Валя переехала к мужу в деревню. Маленькая деревенька, дом на краю села. Её родители были из большого посёлка за тысячу км. Мама в шутку называла её "декабристкой".
- Дочка, ты как в ссылку едешь за мужем. Зачем вам север? Прекрасно можно жить здесь или поблизости, там же тайга, мороз.
- Мама, что я морозов не видела или снега зимой. Тут тоже всё есть. Подумаешь там весна наступает позже, а зима раньше. Всё остальное такое же. Мороз сильнее, ну и что.
- Вас молодых любовь греет. Я тебя не держу. Сашка парень хороший.
- Вот и хорошо.
- А жить вы где будете?
- У Саши дом там от матери. Там и будем.
- Наверное и хорошо, что отдельно. Свекрови не будет, а значит и проблем с ней тоже.
- Я об этом не думала.
- Я раньше тоже не думала, пока из-за неё мы чуть не развелись с твоим отцом. Пришлось уехать. Тебе два года тогда было.
- Всё хорошо будет, мама.
***
Отгуляли весёлую свадьбу. Сестра Сашки была ужасно недовольна, что ей пришлось ехать. По её мнению свадьбу нужно было гулять у жениха. А они? Всё не по-людски. А молодые решили, что пусть уж лучше одна Ирина приедет, чем тридцать человек, а то и больше, к ним в деревню. Конечно не одна, приглашали и её мужа, но она его не взяла.
После свадьбы ехали вместе с сестрой. Всю дорогу она ворчала. То ей жарко, то есть, то пить, то спать. Не привыкла к дальним поездкам, почти всю жизнь в деревне провела. Разница между братом и сестрой пятнадцать лет. На правах старшей она любила командовать.
- Я с пелёнок с тобой. Мать работала, а я в няньках сидела. Угораздило тебе родиться перед смертью отца. – говорила она иногда.
Жить стали в доме матери. Ирина жила отдельно. В семье было две дочери.
Валя стала хозяйничать в доме. Дом был небольшой, и совсем не новый. Зимой было холодно, окна закрывали большими одеялами, чтобы сохранить тепло. На полу к утру замерзала вода. Удобства на улице. Но молодых это не пугало. Валя всё делала по своему, как удобней, даже мебель переставили. Свекрови нет, а значит хозяйка она.
- Летом всё утеплим, будет хорошо. – говорила Валя.
- Тут капитальный ремонт нужен, а ещё лучше новый дом.
Всё так бы и было, если бы не сестра Саши. Ирина приходила часто, на правах старшей сестры. Матери нет, кто ещё присмотрит за братом. Она и заменила свекровь.
Оказалось, что Валя всё делала не так. Первый скандал разгорелся из-за переставленной мебели. Сашка встал на защиту жены.
- Да как ты смеешь, дом не только твой, но и мой.
- У тебя же есть дом. Неужели тебе нужна половина от этого.
- Она моя, дом от матери, память. А вы тут устроили!
- А как нам теперь жить? По старинке? Ничего не трогать? Мы и ремонт будем делать летом.
- Ремонт делайте, а больше ничего не трогайте. Мебель на место, и посуду не перебейте.
- Посуду можешь себе забрать.
- Мне не нужны старые тарелки, а тут память.
- Это тебе музей что-ли?
- Молодой, ничего ещё не понимаешь. Научи свою жену уважать память матери, и вообще старших надо слушать.
Сестра ушла, но обещала вернуться. Приходила часто. То ей пол не так помыли, то пыль, то печь поздно затопили.
Валя всё слушала молча, только Александр разговаривал с сестрой. Ирине все больше не нравилась тихая Валя, а Валентина просто решила не связываться. С мужем у неё отношения были хорошие.
***
Между тем поблизости от их деревни началось строительство. Крупная компания стала строить рабочий посёлок, новые дома со всеми удобствами. Жить там должны рабочие завода. Дома совершенно разные: коттеджи на одну или две семьи, и двухэтажные. Строились даже общежития для холостяков.
Строительство начиналось всего в км от дома Александра. Работа в деревне была, но платили мало. На свой дом надо всю жизнь работать. Александр решил пойти на строительство, тем более там набирали рабочих. Его взяли сразу, образование соответствовало, да и опыт уже был. Остальные деревенские побоялись и остались при своих интересах.
Ирина снова зачастила в гости. Ей не нравилось, что брат пошёл работать к строителям, за большими деньгами погнался, её не послушал. Муж Ирины теперь работает за двоих, раньше вместе с Сашкой работал, а платят ему не за двоих, а все так же.
Виновата во всем оказалась Валя. Ведь это ей деньги нужны. - Всех денег не заработаешь. Сашка надрывается для тебя, королевишны, все так живут. Ремонт им захотелось. И так привыкнешь. Зима, она на то и зима, чтобы холодно было. Приехала – терпи.
- Мы сами разберёмся.
- Смелая стала. Сами! Много вы сами можете.
Александр стал зарабатывать, деньги откладывали на ремонт. Но ещё один скандал изменил всё. Сестра пришла с предложением, выкупить половину дома матери у неё. Сумму назвала большую.
- А тебе не кажется, сестрёнка, что это очень много за такой дом.
- Нет, не кажется. Вон соседи продали дороже. Я же прошу только половину.
- Нам даже ремонт не на что будет делать.
- Выбирайте. Зато дом будет ваш. Только ваш.
- Мы подумаем. Ремонт нам тоже нужен.
- Поторопись, будет дороже.
Ирина ушла.
- Саша, и что делать? У нас же только половина денег. Всё, что мы скопили на ремонт. Ремонта не будет?
- Не знаю. Она уже все мозги мне вынесла с этой половиной. Сказала бы сразу. До нашей свадьбы пела, что дом мне, а тут цирк устроила. Я вообще хотел с тобой поговорить. Потерпеть ещё немного. Я тут с начальством разговаривал. Меня могут на постоянную работу после стройки взять на завод. Я и про тебя поговорил, но работа только в столовой первое время. Нам комнату могут дать, зато там тепло. А потом квартиру или дом от предприятия, в рассрочку. Ты что хочешь?
- Наверное дом.
- Я тоже. Значит решено?
- А как этот дом?
- Пусть Ирка себе забирает всё. Ты же понимаешь, что он таких денег не стоит. Покупать половину холодильника за такие деньги, а потом ещё и ремонт делать. Мы быстрее справимся с выплатами за новый дом. Тем более всё по договору, торопить не будут, с зарплаты высчитают.
- С как же память о твоей маме?
- Память она и есть память. Есть фотографии. Это Ирка помешалась на вещах. Я маму и так помню. И ещё у меня есть свитер, вот этот. Мама сама вязала, рукодельница была.
- Ты прав. Я тоже так думаю, но Ирина всё время про дом, вещи, тарелки. Выкинуть ничего нельзя, переставить тоже. Я прямо теряюсь, когда она кричать начинает. А ещё я готовлю не так.
- А ты не обращай внимания. Готовишь ты отлично. Скоро переедем, только пока ей не говори. Пусть думает, что мы деньги копим.
***
Вскоре Валя стала работать в столовой. Был дополнительный повод для Ирины поговорить. Ругала и её и Сашку. Валя перед мужиками задом крутит, а Сашка ей всё позволяет.
- Делайте, что хотите. Быстрее деньги соберёте. А потом глядишь и разведётесь.
- Кто тебе сказал, что мы разведёмся?
- Вот посмотришь! Хорошего у вас ничего не будет.
- И чего тебе, сестрёнка надо? Почему ты такая злая?
***
Через три месяца Александру и Вале дали комнату. А через год дом из тех, которые и строила бригада Александра.
Ирина разозлилась не на шутку. Она рассчитывала на деньги, а ей отдали половину дома, которая и ей была не нужна. Отдали бесплатно. А какие можно взять деньги за рухлядь? Дом в таком состоянии не продать.
- Зачем мне дом?
- Ира! Это же память! Ты сама так говорила. Мы ничего не взяли. Вся мебель, посуда, топоры, лопаты, всё на месте. Даже занавески и коврики. Пользуйся. А мы себе сами заработаем.
- Это что такое? Как ты со мной разговариваешь?
- Хорошо разговариваю. Вот полдома тебе подарил. Или ты, сестра, недовольна? И не кричи, в ушах уже звенит.
***
Ирина обижалась долго, даже на новоселье не пришла. Да и потом общение с ней хорошим назвать было нельзя. Её муж был бы не против пойти работать на завод, но образования не было. Сашка хотел помочь ему, но Ирина мужа не отпустила.
Да и общаться он бы хотел с братом жены, но опять же она.
Так и прожила всю жизнь в выдуманной обиде. И дочерей так же воспитала.
Дом матери, а теперь уже Ирины, развалился вместе с мебелью и посудой. Воровать там было некому и нечего, продать нельзя.
***
Валентина и Александр воспитали двух сыновей и дочь. Работают и всегда ждут их с внуками в гости. Внуки любят север, тайгу, рыбалку с дедом. Жизнь продолжается, память остаётся.