В Рождество, по поверьям, открывается граница с потусторонним миром. На стыке православия и язычества рождались обряды, призванные бороться с нечистью. Часть из них дошла до нас в виде занятных гаданий и веселых новогодних забав. Однако предкам было не до шуток. Девушки пытались узнать свою судьбу, взрослые оберегали свой дом, будущий урожай и здоровье детей. В это время готовили обрядовое печенье, устраивали ритуальные бесчинства и даже праздновали Рождество мертвых
В глубинке мы наблюдаем смесь языческих и христианских традиций.
Топонимическая экспедиция филологов Уральского федерального университета уже около 60 лет собирает забытые слова и коллекционирует обряды российской глубинки. Специфика празднования и верований в первую очередь зависит от особенностей территорий, говорят ученые. По словам филологов, празднование Нового года на Русском Севере в большей степени обладало языческими чертами, в центре — православными. На севере большая часть обрядов была связана с защитой урожая, а южнее, где проблем с урожаем было меньше, — с защитой скота. Так, в Архангельской области внимательно следили за осадками: если в Рождество выпадет снег, то будет хороший урожай. В Тамбовской области по густоте рождественского тумана определяли будущий удой у коров.
В первый день Рождества люди старались делать то, чем бы им хотелось заниматься целый год. А в некоторых регионах, отмечают филологи, был запрет на работу: нельзя прясть, шить, поскольку якобы это могло повлиять на потомство — дети родятся слепые. По поверью, таким было наказание за непочтительное отношение к празднику. Ребенок теряет способность заниматься кропотливым ручным трудом, поскольку именно этот вид работы выполняли его родители в Рождество. А еще, если прясть в Рождество, можно призвать Святеху — нечистую силу, которая явится прясть лен и принесет несчастье.
По гендерному признаку праздники делятся на мужские и женские, Рождество — мужской праздник, а, например, день Богородицы (8 января) — женский. Рождествовать, то есть прославлять Христа ходили лишь мальчики и мужчины, женщинам из дома выходить было не положено. Зато они праздновали следующий после Рождества день, который назывался Бабий день, Бабины, Бабьи каши. В этот день женщины ходили к повитухам, которые помогли им при родах. В благодарность повивальным бабкам приносили угощения: пироги, сало, крупу и муку. Покровительницей женщин считалась Богородица, которая, по поверью, в день после рождения Христа отдыхала от родов.
Приход женщины в дом в Рождество считали дурной приметой. Но это было не везде — например, в некоторых районах Орловской области верили, что если в дом придет женщина — то корова родит телушку, а если придет мужик — то родится бык.
Души предков и жены-мороносицы
Время между Рождеством и Крещением — Святки. Любые действия в этот в период обладали магическими свойствами. Как отмечают филологи, дни, которые в библейской традиции наполнены особой святостью, в народных поверьях связывались с действием темных сил и сопровождались порой мрачноватыми обрядами.
В это время активизируются колдуны, которые пытаются навредить соседям: отобрать молоко у коров, оставить без урожая на будущий год. В эти же дни усиливается связь с умершими родственниками. Считается, что это переходное время от старого к новому году, когда стираются границы между земным и потусторонним мирами. Души предков и нечистая сила посещают мир людей и могут повлиять на них как положительно, так и отрицательно. С этим представлением связаны и гадания — попытка заглянуть в будущее с помощью нечисти.
— Отсюда традиция поминать и приглашать души предков за стол. В некоторых областях такие обряды зафиксированы: накрывают стол и ставят приборы для умерших родственников — считается, что их души придут на праздничную трапезу. Еще одно поверье из Тамбовской области: там разводили костры накануне Рождества, чтобы сжечь все ненужное. Считалось, что этот костер согреет "ножки родителям" — умершим родственникам. По поверью, они могут влиять на урожай и скот. Чтобы зерна было много и скотина не болела, предков нужно было задобрить.
Переплетение православных и языческих традиций иногда создает нечто совершенно новое. Например, весенний день жен-мироносиц в Тамбовской области превращается в день жен-мороносиц, в который принято "морить" — забивать кур.
— Народу не очень понятно, кто такие жены-мироносицы, и он ищет объяснение этому наименованию. Так появляется народное название дня в честь жен-мироносиц, а для закрепления придуманной мотивации возникает и новый обычай — "морить кур".. В Прикамье филологи фиксировали даже Рождество для мертвых — название Крещения, когда, по местным поверьям, у умерших родственников заканчивается пост — так люди объясняли себе необходимость поминать предков.
На Русском Севере в период святок были очень распространены ритуальные бесчинства, когда молодежь озорничала и хулиганила. Могли залить крыльцо водой — дверь не открывается, порог скользкий. Припирали дверь, чтобы люди не могли выйти из дома. Инструменты закидывали на крышу, дрова разбрасывали по всему двору. Можно было осыпать двор золой или измазать ворота сажей, заложить дымоход или опустить в трубу веревочку с перьями — тяга прекращалась, весь дым шел в дом. Чаще всего так наказывали людей, которых недолюбливали или которые отказались угостить колядующих.
Подростки могли вытоптать дорогу от дома парня к девушке, чтобы выставить напоказ отношения, которые в обычной жизни не афишировались.
Кулешменцы и козульки
— На территории Костромской области была традиция наряжаться кулешменцами. Обычно парни брали тулуп, выворачивали его наружу мехом, мазали лицо сажей, надевали неказистые шапки-ушанки, чтобы выглядеть как черти. В таком виде ходили по деревне, пугали девушек или прохожих, — рассказала Осипова.
Согласно поверьям, кулешменцы в период от Рождества до Крещения выходят из воды и могут ходить по земле в образе людей. Нередко они являются в облике бабы с ребенком, которая приходит в гости и сидит в доме до тех пор, пока не наступит Крещение. До того как будет освящена вода, кулешменец должен убежать и прыгнуть в водоем, чтобы успеть вернуться в свой мир.
— Поскольку домом кулешменцев считали воду, скорее всего, первоначально это было название водяного. Само слово не очень ясно с точки зрения происхождения. Есть версия, что русские заимствовали это название из языка коми, где кулюшун — водяной дух, бес, черт
Молодые мужчины рядились в чертей, другую самую разную нечисть, изображали покойников и разыгрывали шуточные похоронные церемонии, чтобы повеселить и попугать соседей. Для этого делали страшные маски, мазались белилами и сажей, вставляли вырезанные из репы огромные зубы. А на севере, например, в Архангельской области, одевались в медведей. Но и нечистой силе в этот короткий период празднования доставалось: в Архангельской области существовал обычай сжигания Кикиморы — соломенного чучела. Это должно было принести хороший урожай и счастливую жизнь молодоженам.
— Изготавливалась обрядовая выпечка — это крендели, так называемые козульки — фигурки в виде животных и птиц. Ими угощали колядовщиков за песни. Считалось, что такие фигурки придадут здоровья тем, кто их съест. В Костромской области пекли "кресты" — булочки в виде крестиков. Их не ели, а клали в зерно — считалось, что так оно лучше сохранится.
Не каждый современный человек верит в существование чертей и прочей нечисти, однако даже убежденные скептики время от времени сталкивались с явлениями, которые заставляли усомниться в материальности мира. Именно поэтому способы, позволяющие уберечься от нечистой силы, стоит считать актуальными. Что, помимо всем известного ладана, будет эффективным в данном вопросе.
Церковная атрибутика .
Бесы, черти, ведьмы и прочие жители потустороннего мира ненавидят все, что связано с церковной тематикой. Поэтому начинают испытывать физические страдания при соприкосновении со святой водой, нательными крестиками, иконами. Это самый простой, но действенный способ избавиться от непрошеного соседства. Прочтите молитву, обратитесь к своему небесному покровителю, чтобы он отвел бесовскую напасть. В народе есть поверье, что если на человека покусился черт, пометил его, то для спасения достаточно окропить несчастного святой водой или растереть снегом, собранным в Крещенскую ночь. После этого злой дух непременно покидал «негостеприимное» тело. Действенной считалась бронзовая литая иконка Никиты-бесогона, один взгляд на которую заставлял демонов пускаться наутек. -
Ладан
Это также церковный атрибут, мощное средство против чертей и иной бесовщины. Ладан представляет собой смолу, получаемую из особых деревьев, растущих на востоке Африки и Аравийском полуострове. Имеет специфический аромат, ненавистный нечисти. Наши предки считали, что ладан изгонит не только чертей, но и магов, чернокнижников и иных людей, связавшихся с нечистой силой.
Чеснок и иные растения.
Самым мощным растением, обладающим защитным действием, считается чеснок, который был завезен на территорию Руси в 9-м столетии и быстро обрел популярность. Это не только ароматная добавка к любому блюду, но и мощнейший оберег – не зря по преданиям чеснока боятся даже бессмертные вампиры. Именно поэтому в избах развешивали косы, плетеные из головок чеснока. Считалось, что они уберегут жилье от злого глаза, проклятий, проявлений негативной энергетики.
Если человек пускался в долгую дорогу, ему на шею надевали защитный амулет – зашитый в небольшой мешочек зубец чеснока. А невесте, чтобы защитить ее от порчи, в косы вплетали несколько зубцов. Также силой против чертей обладали: полынь; плакун-трава; чертополох (обратите внимание на говорящее название); крапива. Для профилактики встречи с нечистью рекомендуется как можно чаще включать в рацион лук и чеснок.
Различные действия
Если человек ощущал интуитивно присутствие незримой нечистой силы, следовало перекреститься. Испугавшись такого знамения, черт переставал творить каверзы и предпочитал отправиться в свой мир. Еще одна популярная примета – стоило плюнуть через левое плечо. Считалось, что такая «выходка» смертельно оскорбит нечисть, которая перестанет испытывать желание общаться с подобным человеком и покинет его дом. Однако вариант нельзя назвать действенным, это, скорее всего, разовая защита от проявления чертей. При личной встрече с нечистью не стоит пугаться. Постарайтесь взять себя в руки и прочесть молитву, обязательно нужно осенить себя крестным знамением. Еще один жест, которого черти боятся, – пальцы, сложенные «фигой». Но его демонтировать не стоит, достаточно сложить так руку в кармане. Злобное создание непременно почувствует дискомфорт и решит не досаждать вам. Причина такого страха до конца непонятна.
Если крестьянской женщине нужно было достать из люльки малыша, она сразу клала на его место снятый с правой ноги сапог. Считалось, что запах способен изгнать представителей нечистой силой. Причем особой мощью обладал мужской сапог. Интересно, что даже в наше время в глубинке следы такого обычая сохраняются, однако сапог берут декоративный.
Таковы несколько способов, которые помогут избавиться от присутствия нечисти в жизни.
Благодарю за просмотр. Берегите себя.